146-й театральный сезон в Пермской опере откроется «Лебединым озером». 30 и 31 августа театр представит обновленную в 2015 году версию знаменитого балета. Первая премьера нового сезона состоится в ноябре. Это будет детский спектакль-концерт «Сад осьминога». Также в планах театра постановки Ромео Кастеллуччи, Алексея Ратманского, Алексея Мирошниченко, Венсана Дюместра и ряд других захватывающих проектов.
Первой премьерой нового сезона станет спектакль-концерт для детей «Сад осьминога» в постановке Марии Литвиновой и Вячеслава Игнатова. Этот будет уже вторая их режиссерская работа в Пермском театре оперы и балета: в 2014-м Литвинова и Игнатов поставили в фойе театра оперу-квест «Путешествие в Страну джамблей» Поспелова, которая стала обладателем премии «Золотая Маска». Новый спектакль для семейного просмотра будет использовать выразительные возможности кукольного, музыкального и танцевального театров. Зрители увидят его в ноябре.
Балетные премьеры
Первая балетная премьера этого сезона состоится в декабре. Гойо Монтеро, испанский хореограф с мировым именем, успешно возглавляющий с 2008 года Балет Нюрнберга, по приглашению фестиваля CONTEXT. Diana Vishneva поставит спектакль Asunder на музыку Вагнера и Шопена. Хореографический стиль Монтеро можно определить как синтез языка классического балета и современного танца. Мировая премьера балета будет представлена 13, 14 и 19 ноября на юбилейном фестивале современной хореографии CONTEXT. Diana Vishneva. В декабре спектакль будет показан в Перми — в один вечер с возобновленным балетом Уильяма Форсайта The Second Detail («Вторая деталь»).
В преддверии Нового года театр выпустит вторую хореографическую премьеру — балет «Щелкунчик» Петра Чайковского в авторской версии главного балетмейстера театра Алексея Мирошниченко. Действие «Щелкунчика» будет перенесено в Петербург 1892 года. Именно в этом году в Мариинском театре состоялась его мировая премьера.
Алексей Мирошниченко, главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета:
— Сложность постановки в том, что это будет классический «Щелкунчик». Когда ты делаешь современную версию того или иного классического произведения, твои руки развязаны, ты свободен в выборе интерпретации. Здесь же я жестко ограничен классической формой, которая должна быть сохранена, но в этих рамках хочется сделать какие-то собственные музыкальные и сюжетные открытия.
В марте в репертуаре театра появится балет Леонида Десятникова «Опера» в постановке одного из самых востребованных в мире российских хореографов Алексея Ратманского. Мировая премьера балета состоялась в 2014 году в театре Ла Скала. Сейчас он будет перенесен на пермскую сцену. Ближе к завершению сезона зрителей ждет еще одна хореографическая премьера — балет «Шехеразада» Римского-Корсакова в постановке Алексея Мирошниченко.
Оперные премьеры
Не менее интригующе выглядит серия оперных премьер. В марте мастера барочного театра режиссер Бенджамин Лазарь и художественный руководитель и дирижер ансамбля Le Poème Harmonique Венсан Дюместр представят на пермской сцене свою версию оперы «Фаэтон» Жана-Батиста Люлли. Трагедия на мифологический сюжет, осложненная любовной интригой, является одним из образцов зрелого классицизма, ориентированного прежде всего на аристократическую публику, но ставшего известным как «народная опера». Постановка готовится в сотрудничестве с театральным департаментом Версальского дворца. В ней примут участие сводный оркестр, состоящий из музыкантов Le Poème Harmonique и musicAeterna и интернациональный состав солистов.
Премьера оратории Артюра Онеггера «Жанна на костре» откроет Международный Дягилевский фестиваль — 2018. Постановщиком спектакля выступит итальянский режиссер Ромео Кастеллуччи, работающий в новаторской и подчас радикальной визуальной и звуковой сценической эстетике. Его спектакли вызывают массу споров, но никогда не оставляют зрителей равнодушными. «Жанна на костре» создана в сотрудничестве с Лионской оперой.
Дягилевский фестиваль
Двенадцатый Международный Дягилевский фестиваль пройдет в Перми с 14 по 24 июня 2018 года. Помимо «Жанны на костре», в предварительной программе фестиваля — хореографическая постановка Алена Плателя Nicht Shlafen («Не спать»), мировая премьера которой состоялась на RUHRtriennale в 2016 году в исполнении труппы les ballets C de la B; выступление ансамбля из Гента B’Rock и бельгийского коллектива graindelavoix. На закрытии фестиваля традиционно прозвучат произведения Густава Малера: Четвертая симфония и песни из цикла «Волшебный рог мальчика» в исполнении Фестивального оркестра под руководством Теодора Курентзиса.
Теодор Курентзис, художественный руководитель Пермского театра оперы и балета:
— Мы продолжаем нашу работу и миссию, но усиливаем градус предыдущих лет. С одной стороны, мы надежно сохраняем традицию, но, как говорил Малер, «традиция — это передача огня, а не поклонение пеплу», поэтому в то же время мы делаем шаг вперед, исследуя новые возможности современного театра. Так что в этом сезоне у нас будут и классические постановки, и современные, и ультрасовременные. Главное, что их объединяет, — это высокое качество. Выдающийся режиссер Ромео Кастеллуччи ставит «Жанну на костре», великий знаток французского барокко Венсан Дюместр — «Фаэтон», впервые в Перми будет работать Алексей Ратманский — состоится российская премьера балета «Опера» Леонида Десятникова, мы покажем нового «Щелкунчика» в авторской версии Алексея Мирошниченко. Словом, нам удалось собрать все самое интересное и качественное в разных жанрах и направлениях, и мы представим это нашему зрителю.
Гастроли
Сразу после триумфального выступления на Зальцбургском фестивале оркестр и хор musicAeterna во главе с Теодором Курентзисом отправились в большой европейский тур, в рамках которого они представят зрителям произведения Моцарта: «Реквием» и оперу «Милосердие Тита». На конец декабря запланирован первый большой российский тур оркестра, в ходе которого музыканты исполнят Седьмую симфонию Шостаковича в Перми, Тюмени, Новосибирске, Красноярске, Москве и Санкт-Петербурге. Балетная труппа театра в ноябре отправится в Бахрейн, где выступит в национальном театре с балетом Прокофьева «Ромео и Джульетта».
Концерты
После возвращения с европейских гастролей оркестра и хора musicAeterna начнется череда концертных программ. 21 октября оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса исполнит созданную в 1917 году Первую симфонию Прокофьева — намеренно «классическое» произведение, удивительно не совпавшее с эпохой, и написанную сразу после Великой Отечественной войны Девятую симфонию Шостаковича — неординарное соединение смеха и скорби, открывшее новый глубокий взгляд на всемирную травму и ее преодоление.
Также в октябре зрители услышат концертную версию оперы «Руслан и Людмила» Глинки в исполнении солистов оперной труппы, Оперного хора, хора musicAeterna и Большого симфонического оркестра театра под управлением Андрея Данилова. Весной главный дирижер театра Валерий Платонов представит оперу-ораторию «Царь-Эдип» Стравинского в концертном исполнении Большого симфонического оркестра.
Другие проекты театра
В 146-м сезоне продолжит свою работу «Лаборатория современного зрителя». Образовательный сезон откроется в сентябре. Первый цикл «лабораторных» занятий будет посвящен концертному исполнению оперы «Руслан и Людмила».
При содействии Союза театральных деятелей Российской Федерации и Министерства культуры Российской Федерации в рамках творческой программы «Театральная панорама новой России»
В октябре стартует новый проект — «Легенды Пермского театра», — в рамках которого пройдут концерты и творческие вечера, посвященные артистам, в разные годы работавшим в Пермском театре оперы и балета.
Традиционный проект театра «Оперный экстрим», когда перед зрителями открываются двери во все репетиционные классы, цеха и мастерские, в этом году перенесен с августа на ноябрь. Его программа будет объявлена позже.
В апреле 2018 года театр соберет поклонников балетного искусства на Открытом российском конкурсе артистов балета имени Екатерины Максимовой «Арабеск», художественным руководителем и председателем жюри которого является легендарный танцовщик Большого театра России Владимир Васильев. Нынешний конкурс пройдет под знаком двойного юбилея: он будет пятнадцатым по счету и отметит тридцатилетие с момента первого проведения.