Новости Время чтения: 5 мин

Opera Now: Вдалеке от суеты

Роберт Фикнесс посетил отдаленный город Пермь, расположенный на Урале, в центральной России, где греческий дирижер Теодор Курентзис выполняет миссию по «спасению классической музыки».

39-летний дирижер Теодор Курентзис в Перми чувствует себя, словно на небесах. Когда я спросил его, почему он работает будто бы на острове, затерянном в середине России, находящемся в более чем двух часах полета от Москвы, он ответил: «Да, это, действительно, остров, но это место предназначено для того, чтобы скрыться от ужаса столицы. Это обитель музыки, где мы можем создавать ее, вызывая уважение окружающих. Мы можем собрать музыкантов, чье сознание не утонуло в Лебедином озере, и вступить в борьбу за музыку 21 века». 

Это грандиозная цель, но это тот самый человек, который несколько лет назад сказал: «Я спасу классическую музыку», и тот, кто непременно вызовет огромный резонанс за пределами России, учитывая тот факт, что его появление в Европе уже давно перестало быть нерегулярным. Большинство музыкантов могут только мечтать о подобной должности — художественного руководителя Пермского Государственного Театра Оперы и Балета. Его приглашение является частью попытки культурного возрождения Перми, города, расположенного у Уральских гор, потерявшего большую часть своего населения после краха Советского Союза и несущего жалкую провинциальность всех отдаленных городов (вспомните Гоголя и Чехова).

Пермский край — это регион с большой протяженностью территории, расположенный на западном склоне Уральских гор. По площади он даже больше Англии, но численность населения здесь ниже трех миллионов человек. Губернатор Олег Чиркунов, в чьих руках, кажется, сосредоточено много власти и денег, сделал ставку на культуру как способ регенерировать территорию (например, он пригласил московского шоумена из мира искусства Марата Гельмана для создания большого музея современного искусства).

Кажется, что Курентзис здесь совсем не ограничен в средствах – они легко выделяются для осуществления всех его задумок, которые, в свою очередь, вряд ли соотносятся с реальной экономической ситуацией. «Когда музыка стала коммерческой, улучшилось качество исполнения, но дух был потерян. Во времена Бетховена музыка создавалась не для большой аудитории, а для узкого круга людей, в котором можно было обменяться эмоциями. Сегодня может состояться только одна репетиция перед спектаклем. Я хочу добиться иного: чего-то вроде братства музыкантов, где мы можем размышлять над одним аккордом на протяжении двух недель, если это необходимо, чтобы найти подтекст в музыке, который обогатит вашу жизнь». 

В своем оркестре MusicAeterna Курентзис назначил приближенных, которые будут репетировать по 12 часов, исполнять Cosi fan tutte стоя, радостно переносить кровотечения из носа (как он сам рассказывал) от напряженности того, что они играют. «Это рай. Лучшие музыканты Москвы отдали бы все за то, чтобы стать второй скрипкой в этом оркестре. И мы здесь не для того, чтобы создавать музыку, легкую для восприятия. Над Моцартом необходимо много работать. В каждом написанном им такте есть акценты, изюминка, сфорцандо, предел. Так его еще ни разу не исполняли в России, где Романтический подход до сих пор превалирует».

Премьера Cosi свидетельствует о сложности восприятия Моцарта в исполнении Курентзиса (однако, его запись Реквиема – совсем другая история, свежая, стильная, намного менее потворствующая, но с такими же особенностями, которые просто напросто утомляют). Ранняя музыка никогда не была столь популярна в России, как в Европе. Но, безусловно, Курентзис попал в струю, работая над тем, чтобы сделать традиционное более современным, вынеся свою энергию и неоспоримый талант из своего «музыкально монастыря» в мир, который, вероятно, в большинстве своем согласится с его высказыванием о том, что дух классической музыки ослабевает. Без сомнения, его «Воццек» в Большом получился выдающимся. Многочисленные восторженные отклики о «Пассажирке», поставленной в Брегенце, наверняка повлияли на его дирижерство.

Я уверен, что Пермь слишком мала для этого музыканта, несмотря на любой результат всех его экспериментов здесь. Курентзис амбициозный, глубокомысленный парень, и хотя я не покупаю весь номер журнала «Gurdjieff-guru», у меня не возникает сомнений, что наряду с Валерием Гергиевым он является самым интересным дирижером в России. Также, я не думаю, что если бы ему представился шанс получить подходящую должность в одном из Европейских театров или оркестров, он бы не ухватился за него. В любом случае, я надеюсь на это.

Главная Журнал Opera Now: Вдалеке от суеты