Новости Время чтения: 7 мин

Дети против дирижера: творческое пари в новой постановке Пермского театра оперы и балета

Оперой великого английского композитора Бенджамина Бриттена «Маленький трубочист» Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского отмечает 25-летний юбилей собственной Детской студии. Премьера музыкального спектакля, в котором дети поют наравне со взрослыми артистами, состоится на сцене Пермской оперы 15 января в 12.00 и в 16.00. 

Развитие детского музыкального театра в СССР и России тесно связано с именем выдающегося режиссера, педагога и культуртрегера Наталии Сац. Создание Детской студии при Пермском театре оперы и балета также не обошлось без ее — пусть и косвенного — участия. В 1987 году в Пермь из Москвы прибыл Олег Мастюков, студент мастерской детской режиссуры Наталии Сац в ГИТИСе. Местом постановки своего выпускного спектакля он выбрал столицу родного для себя края, а материалом — одно из самых сложных произведений, адресованных детям, оперу «Маленький трубочист» (второе название — «Давайте ставить оперу!») английского классика ХХ века Бенджамина Бриттена. Юных исполнителей должного уровня в Пермском оперном театре на тот момент не нашлось, так что певцов искали по всему городу, распространив по местному радио сообщение о кастинге. Премьера, которая состоялась в мае 1987 года и на которой присутствовала Наталия Сац, стала самым убедительным аргументом в защиту давно зревшей идеи о создании Детской студии, высказанной директором Пермского театра оперы и балета Михаилом Арнопольским.

Успех «Маленького трубочиста» был невероятным: по приблизительным подсчетам на разных площадках Перми и Пермского края было сыграно около 300 спектаклей. Однако непосредственно на сцене Оперного спектакль, созданный усилиями штатных постановщиков театра, так ни разу не был исполнен, поскольку изначально предназначался для камерной площадки.

Первый коллектив Детской студии, прошедший боевое крещение «Маленьким трубочистом», состоял в основном из школьников 10 — 13 лет. Впоследствии новых участников стали набирать «на вырост»: с 5 — 6 лет. Сегодня в студии занимается 45 воспитанников от 6 до 16 лет, и без юных артистов не проходит ни один спектакль для детей. Кроме того, детский хор участвует во многих «взрослых» постановках, в частности, в операх: «Борис Годунов» Модеста Мусоргского, «Кармен» Жоржа Бизе, «Пиковая дама» Петра Чайковского, «Христос» Антона Рубинштейна. 15 января 2012 года в честь юбилея Детской студии опера «Маленький трубочист» впервые прозвучит на сцене Пермского музыкального театра.

Музыкальный руководитель проекта «Маленький трубочист» Дмитрий Батин (он же главный хормейстер театра), режиссер Ольга Эннс (постановщик популярных комедийных опер Гаэтано Доницетти «Разбитая чашка» и«Колокольчик») и художник Фагиля Сельская (автор костюмов к опере Людвига ван Бетховена «Фиделио» — уникальной постановке 2010 года в мемориальном центре политических репрессий «Пермь-36») отошли от оригинального либретто. В их интерпретации действие происходит не в гостиной Айкен-холла, где собравшиеся, прослушав рассказ о маленьком трубочисте Сэме, берутся поставить по мотивам этой истории спектакль для домашнего театра. В новой пермской версии события разворачиваются на одном из занятий Детской студии: в пылу спора с дирижером по поводу будущего спектакля юные артисты решают поставить спектакль самостоятельно, остановив свой выбор на партитуре «Маленький трубочист» Бриттена.

Ольга Эннс, режиссер-постановщик:

— Нам хотелось раскрыть перед зрителями двери учебного класса Детской студии и в общих чертах показать, как обычно — в каких, порой, спорах и «муках» — рождается спектакль. В нашем спектакле, притом что есть взрослые персонажи, и есть взрослые артисты, которые помогают маленьким коллегам петь трудные партии, тем не менее, главенствуют дети. В спектакле участвует почти вся студия — два состава, в каждом более 20 актеров. Главная задача постановки — выиграть пари у дирижера, который поначалу уверен, что детям не удастся поставить оперу своими силами. Но в результате мы увидим торжество детских сил, возможностей, творчества.

Дмитрий Батин, музыкальный руководитель проекта и дирижер:

— Бенджамин Бриттен всегда очень четко разделял музыку для детей — на музыку, которую дети исполняют, и на музыку, которую дети слушают. В опере «Маленький трубочист» композитору удалось соединить обе линии. Половину ролей в нашем спектакле играют дети, причем, они поют наравне со взрослыми. Партии детского хора не всегда просты, но в процессе репетиций юные певцы подтягивают свой уровень. А зрители, сидящие в зале, не только учатся пониманию жанра музыкального спектакля — узнают, по каким канонам строится опера (какие бывают арии, дуэты, трио, ансамбли солистов и хора), но и принимают непосредственное участие в создании спектакля. Не случайно Бриттен дал этому произведению приглашающее к сотворчеству название «Давайте ставить оперу!».

Бенджамин Бриттен — центральная фигура британской классической музыки XX века. После Генри Перселла он считается вторым по значимости композитором Великобритании, с чьим именем связано возрождение английской оперы. Оперу «Маленький трубочист» (или «Давайте ставить оперу!») Бенджамин Бриттен и либреттист Эрик Крозье сочинили в 1949 году для второго музыкального фестиваля в Олдборо. За литературную основу соавторы взяли два классических стихотворения о маленьком трубочисте, написанные великим английским поэтом XVIII века Уильямом Блейком. Опера рассчитана на камерный состав исполнителей: две скрипки, альт, виолончель, клавишные и ударные. 

Главная Журнал Дети против дирижера: творческое пари в новой постановке Пермского театра оперы и балета