15 марта в театре оперы и балета состоится концерт симфонической музыки в исполнении Большого симфонического оркестра театра под управлением Валерия Платонова. Один из лучших российских пианистов Павел Нерсесьян, а также артисты Мариинского театра виолончелист Олег Сендецкий и скрипач Кирилл Терентьев будут солировать концерте, программа которого включает в себя: Концерт для виолончели с оркестром ре мажор Йозефа Гайдна, Интродукция и рондо-каприччиозо Камиля Сен-Санса, Тройной концерт Людвига ван Бетховена.
Все три произведения объединяет тема рондо: такое название носит одна из частей сочинения Сен-Санса, эта музыкальная форма характерна также для Венских классиков Бетховена и Гайдна. Части классического рондо строго регламентированы, свобода минимальна. Такое понимание формы соответствует общей для классиков концепции гармоничного и разумно устроенного мира.
Короткое, но эффектное рондо венчает Концерт для виолончели с оркестром ре мажор Гайдна. Сольный репертуар у виолончели значительно скромнее, чем у скрипки или фортепиано, а потому этот концерт Гайдна входит в репертуар практически любого виолончелиста.
Произведение Сен-Санса является одним из самых популярных скрипичных хитов всех времен и народов, этот опус часто сравнивают по эффектности и блеску со Второй Венгерской рапсодией Ференца Листа и «Цыганскими напевами» Пабло де Сарасате. Несмотря на то, что Сен-Санс задумывал Интродукцию и рондо-каприччиозо как самостоятельное произведение, Сарасате впервые исполнил ее на публике в Париже 4 апреля 1867 года в качестве заключительно части Первого концерта. Таким образом, рондо вновь оказалось на своем классическом месте.
Завершит концерт Тройной концерт Бетховена — уникальное сочинение в этом жанре. Ни до, ни после (не считая ХХ века) композиторы не решались сделать солистами сразу три инструмента — скрипку, виолончель и фортепиано. И только Бетховен с его уникальным чувством инструментальных фактур и мастерством контрапункта оказался способен превратить эту спорную идею в шедевр.
Кирилл Терентьев (скрипка)
Концертмейстер первых скрипок в симфоническом оркестре Мариинского театра. Лауреат Международного конкурса в Сан-Бартоломео аль Маре (I премия, Италия, 2003) и Международного конкурса скрипачей в Албене (I премия, Болгария, 2006).
Родился в Перми. В 1999 году окончил Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, в 2005-м — Московскую консерваторию по классу скрипки у Владимира Иванова, а в 2008-м под руководством профессора закончил обучение в консерваторской аспирантуре. В 2001 — 2004 годах играл в составе Российского национального оркестра под управлением Михаила Плетнева. С 2004-го работает в оркестре Мариинского театра, где с 2005 года выступает в качестве концертмейстера первых скрипок. В 2002 и 2003 годах участвовал в летнем Международном музыкальном фестивале в Вербье (Швейцария), где играл в составе Фестивального оркестра под руководством Джеймса Ливайна. В 2010-м вместе с квартетом Мариинского театра принимал участие в фестивале в Миккели (Финляндия).
Работает со знаменитыми дирижерами, такими как Валерий Гергиев, Марис Янсонс, Пааво Ярви и другими. Гастролирует и проводит мастер-классы в различных городах России и за рубежом.
Олег Сендецкий (виолончель)
Заслуженный артист России. Концертмейстер виолончелей в симфоническом оркестре Мариинского театра. Дипломант международных конкурсов в Женеве, Мюнхене, Осаке.
Родился в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). В 1980 году окончил Среднюю Специальную школу Ленинградской (Санкт-Петербургской) государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова по классу виолончели у профессора Эммануила Фишмана. Продолжил обучение в консерватории, где учился в классе Иосифа Левинзона, и окончил ее в 1988 году. В 1989 –1990 годы стажировался у профессора Франсуа Ги в Женеве. В 1987 — 1999 годах выступал в составе камерного ансамбля «Солисты Санкт-Петербурга» (художественный руководитель Михаил Гантварг). С 1996-го по 1999 год был солистом оркестра Театра оперы и балета им. М. П. Мусоргского (сегодня Михайловский театр). С 1999 года возглавляет группу виолончелей в оркестре Мариинского театра.
Принимал участие в различных международных музыкальных фестивалях, в том числе «Санкт-Петербургская музыкальная весна» и «От авангарда до наших дней».
Регулярно выступает в России и за рубежом с концертами и мастер-классами.
Павел Нерсесьян (фортепиано)
Заслуженный артист России. Профессор кафедры специального фортепиано фортепианного факультета Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Лауреат международных конкурсов, в частности, конкурса им. Бетховена в Вене (II премия, Австрия, 1985), состязания пианистов в Дублине (I премия, Ирландия, 1991). Родился в Раменском Московской области. В 1971 — 1982 годах обучался в Центральной музыкальной школе при МГК им. П. И. Чайковского (класс Юрия Левина). В 9
лет впервые выступил с оркестром, исполнив Концерт ?5 f-moll Иоганна Себастьяна Баха.
Окончив школу с золотой медалью, в 1982 году поступил в Московскую консерваторию в класс Сергея Доренского. После выпуска в 1987 году начал педагогическую работу в качестве ассистента Доренского, был концертмейстером в московской Детской музыкальной школе? 60. В 1989 — 1991 годы обучался в ассисентуре-стажировке. С 2007 года — доцент, а с 2004-го — профессор кафедры специального фортепиано МГК им. П. И. Чайковского.
За то время, что Павел Нерсесьян преподает, ассистируя Сергею Доренскому, из класса профессора Доренского вышло много ныне известных музыкантов — Николай Луганский, Денис Мацуев, Вадим Руденко, Ольга Пушечникова-Керн, Валентина Игошина, а также молодых звезды — Филипп Копачевский, Георгий Чаидзе, Павел Колесников. Ученики Нерсесьяна: Виктория Корчинская-Коган, Олеся Тутова, Степан Симонян, Злата Чочиева, Елена Попкова, Карина Магакян — лидируют сегодня на международных конкурсах.
Пианист ведет мастер-классы в рамах международной Летней школы при МГК им. Чайковского, а также во многих городах по всему миру. Активно концертирует в России и за рубежом. Дискография Павла Нерсесьяна насчитывает порядка 20 записей.