Новости Время чтения: 4 мин

Пермская опера возвращает на сцену два забытых сочинения

Пермская опера возвращает на сцену два забытых сочинения

Пермская опера продолжает знакомить зрителей с редко исполняемыми произведениями. 17 мая солисты Пермской оперы и Большой симфонический оркестр театра под управлением Валерия Платонова исполнят оперы «Монна Ванна» Сергея Рахманинова и «Принцесса Юрата» Николая Голованова в концертном формате.

«Принцесса Юрата» — философская притча о любви, старинная литовская легенда о происхождении янтаря, положенная на музыку Николаем Головановым. Это название даже профессионалам, скорее всего, неизвестно. Несмотря на то что Голованов считается одним из самых значимых дирижеров XX века, его творчество как композитора известно немногим, хотя и насчитывает множество опусов, в первую очередь, романсов и духовных сочинений. «Принцесса Юрата» — одна из двух написанных композитором опер, его дипломная работа в Московской консерватории. Сочинение, которое позволило современникам говорить о «несомненном таланте» и «оригинальном даре» ее автора, долгое время оставалось не просто забытым, а буквально неизвестным. Нотная запись, полученная Пермским театром оперы и балета от Музея музыкальной культуры им. Глинки, представляет собой факсимиле рукописи Голованова. Партитура не была издана и, по имеющимся данным, целиком исполнялась лишь дважды — в начале прошлого века. И вот впервые, после долгой паузы, она вновь прозвучит со сцены. Забытую партитуру в Доме-музее Голованова отыскала солистка Пермской оперы Наталья Кириллова, пятый год работающая с музыкальными архивами в рамках проекта «Антология русской музыки».

Наталья Кириллова, солистка Пермского театра оперы и балета:
— Мы хотели поднять неизвестный пласт музыки и представить ее зрителю. В этой музыке слышны и отголоски наследия композиторов из «Могучей кучки», и характерные признаки стиля французского импрессионизма, но в то же время чувствуется оригинальный авторский почерк Голованова. Безусловно, открытие Голованова-композитора еще впереди, и музыкальный мир ждет буквально потрясение — какая красивая музыка оставалась недоступной и невостребованной на протяжении долгого времени.

Еще одно сочинение, которое мало кто слышал, хоть и написано оно одним из самых исполняемых композиторов — «Монна Ванна» Сергея Рахманинова, — прозвучит во втором отделении вечера. Задуманное как трехактная опера по одноименной пьесе Мориса Метерлинка, это произведение осталось неоконченным: считается, что Рахманинов не смог договориться с Метерлинком об авторских правах. Композитор написал только первый акт оперы. К этому произведению, как и к оперному жанру в целом, Рахманинов больше не возвращался.

Валерий Платонов, дирижер:
— Существует несколько оркестровых версий «Монны Ванны». Мы представим редакцию петербургского композитора Геннадия Белова. На мой взгляд, стилистически она наиболее близка оркестровому стилю Рахманинова. Отчасти перекликается с ним и сочинение Голованова, который был большим почитателем творчества Рахманинова. Но главное, пожалуй, что объединяет оба произведения — их судьба. И та, и другая опера широкой публике неизвестны. Но ведь любая музыка, особенно, если это сочинение крупных авторов, — это некий кирпичик в здании музыкальной культуры страны. Важно знать, что такое явление было и что оно собой представляет.

Оба произведения будут представлены в исполнении Большого симфонического оркестра и солистов Пермской оперы. Заглавные партии исполнят Ольга Попова (Монна Ванна) и Наталья Кириллова (Принцесса Юрата). В партии Гвидо («Монна Ванна») выступит Эдуард Морозов, в роли Рыбака («Принцесса Юрата») — Артем Голубев.

Главная Журнал Пермская опера возвращает на сцену два забытых сочинения