Сегодня, 18 апреля, у художественного руководителя и председателя Международного жюри Открытого конкурса артистов балета и хореографов «Арабеск» имени Екатерины Максимовой Владимира Васильева день рождения. В Пермской художественной галерее открыта выставка живописи под названием «Танцующая кисть Владимира Васильева». Она посвящена 60-летию творческой деятельности Мастера, и стоит спешить, чтобы ее увидеть.
Владимир Васильев. Автопортрет. 2013. Бумага, акварель
Живописные полотна Васильева удивительны по исполнению и точны по мысли. Гениальный танцовщик, хореограф, поэт, актер, личность безудержной свободы, ренессансного размаха, великого дара, — такие, как он, неукротимы и независимы во всем. Но таких мало.
Поразительны его легкое вдохновенное мастерство, точность пластического высказывания, проникновенная простота. Нежнейшая акварель «Новый дом» в Рыжевке, что в забытой кинешемской провинции. Таких неприкаянных уголков — множество в нашем Отечестве. Домик, затерявшийся в елях и сугробах, — зимний, одинокий и счастливый, потому что оживает летом, когда приезжают хозяева и бродят по лесам, разжигают костры, чистят собранные грибы и любуются на дивной красоты закаты. Вообще, не все потеряно, если в близлежащей деревне Ладыгино, где аборигенов почти не сохранилось, бредет «Девушка в красном», а «Старая церковь в Ширяево» ждет прихожан. В этих грустноватых пейзажах, с тончайшей игрой света и тени, море философии, но нет ни отчаяния, ни слез. Васильев — мудрый живописец, и на своих воздушных полотнах он воспроизводит глубокий объем смыслов. Кажется, только что здесь, на бескрайних полях, что раскинулись вдоль быстрой и коварной речки Мера, шалили лешие и куролесили русалки, и отражающиеся в воде зачарованные боры хранят тайны их историй. В этих картинах — космические загадки, но не планет, которые высоко в небе, а те, что рядом и вроде бы неприметны всем, но только не Владимиру Васильеву.
Владимир Васильев. Девушка в красном в Ладыгино. 2016. Холст, масло
Самое удивительное в его живописи — полное отсутствие какого бы то ни было подражательства. Полотна Васильева не похожи ни на какие другие. Капризные розы в простой стеклянной вазе и скромные полевые цветы на подоконнике, что переговариваются с теми, в саду, благоухающими за раскрытыми ставнями. Умирающие маки, заточенные в комнате, и гордый Енисей, роскошь всех оттенков зелени в «Июне» и невероятная палитра рыжего в «Осеннем волшебстве». Эти картины созданы, конечно, поэтом, сумевшим разглядеть счастье — непростое, чуть грустное, но и светлое — в том, что нас окружает. Картины, посвященные Подмосковью, — «Берега Истры» и «Новый Иерусалим», с усталой клячей, выполненной быстрыми штрихами, — в центре экспозиции. Бредущие в растерянности лошади в предгорьях Алтаяили, «Снег в Перми» — городе нерадостном, который теплым делают люди, — все эти полотна удивительно гармоничны. Хотя в их художественных образах нет экзотики и надрыва, буйства красок и шквала страстей. Васильев — художник уникальный, потому что видит ту красоту, которая рядом, счастье — в неброском, милом, привычном, родном.
Владимир Васильев. Зимняя сказка. 2018
В экспозиции представлены итальянские пейзажи со строгими готическими кипарисами, акварели с Дон Кихотом и Санчо Пансой, упрямо верящими в свою мечту, и печальный рыцарь из Ламанчи — Владимир Зельдин, старший друг, поклонник, романтик.
Эти картины созданы в последние годы, многие датированы годом нынешним, но, несомненно, они сохранят свою ценность и в далеком будущем. Потому что есть живопись — праздник для глаз, а есть — философская пища для ума. Полотна Владимира Васильева служат обогащению души, помогают жить и мыслить. Он — человек-медиум, поэтому природные явления — его стихия: закаты и восходы, грозы и дожди, тишайший ветерок и раскаленный зной. Стоит обратить внимание на серию самоваров — румяных и неспешных, жарких и отдыхающих. Ночные пейзажи — особая страница экспозиции. «Ночные сказки» — в Витебске, Дрездене, на среднерусских просторах — завораживают таинственным мироощущением. Эскиз к балету «Щелкунчик» — дивная сказочная зарисовка со снежными крышами, кудесником Дроссельмейером в развевающемся плаще, легкими санями и спешащей толпой. Это полотно — идеальная декорация с фирменными васильевскими переливами светлых тонов. Впрочем, все, что создано васильевской кистью, театрально, образно и идеально подходит для сцены.
Владимир Васильев. Эскиз к балету Щелкунчик. Пролог. 2017. Бумага, акварель
У меня дома хранится акварель Васильева — невеселый, казалось бы, зимний пейзаж, но, когда невмоготу, стоит подойти и всмотреться в невероятную многослойную глубину всех оттенков белого — и понимаешь, что все будет хорошо. Так и выходит. Такой неведомый талант у гения танца: находить прекрасное в окружающей жизни, радоваться тому, что имеешь, и неброский ландшафт наполнять волшебным счастьем.
Елена Федоренко, кандидат искусствоведения, член жюри прессы