Сегодня, 18 апреля, у художественного руководителя и председателя Международного жюри Открытого конкурса артистов балета и хореографов «Арабеск» имени Екатерины Максимовой Владимира Васильева день рождения. В Пермской художественной галерее открыта выставка живописи под названием «Танцующая кисть Владимира Васильева». Она посвящена 60-летию творческой деятельности Мастера, и стоит спешить, чтобы ее увидеть.
Владимир Васильев. Автопортрет. 2013. Бумага, акварель
Поразительны его легкое вдохновенное мастерство, точность пластического высказывания, проникновенная простота. Нежнейшая акварель «Новый дом» в Рыжевке, что в забытой кинешемской провинции. Таких неприкаянных уголков – множество в нашем Отечестве. Домик, затерявшийся в елях и сугробах, – зимний, одинокий и счастливый, потому что оживает летом, когда приезжают хозяева и бродят по лесам, разжигают костры, чистят собранные грибы и любуются на дивной красоты закаты. Вообще, не все потеряно, если в близлежащей деревне Ладыгино, где аборигенов почти не сохранилось, бредет «Девушка в красном», а «Старая церковь в Ширяево» ждет прихожан. В этих грустноватых пейзажах, с тончайшей игрой света и тени, море философии, но нет ни отчаяния, ни слез. Васильев – мудрый живописец, и на своих воздушных полотнах он воспроизводит глубокий объем смыслов. Кажется, только что здесь, на бескрайних полях, что раскинулись вдоль быстрой и коварной речки Мера, шалили лешие и куролесили русалки, и отражающиеся в воде зачарованные боры хранят тайны их историй. В этих картинах – космические загадки, но не планет, которые высоко в небе, а те, что рядом и вроде бы неприметны всем, но только не Владимиру Васильеву.
Владимир Васильев. Девушка в красном в Ладыгино. 2016. Холст, масло
Владимир Васильев. Зимняя сказка. 2018
Эти картины созданы в последние годы, многие датированы годом нынешним, но, несомненно, они сохранят свою ценность и в далеком будущем. Потому что есть живопись – праздник для глаз, а есть – философская пища для ума. Полотна Владимира Васильева служат обогащению души, помогают жить и мыслить. Он – человек-медиум, поэтому природные явления – его стихия: закаты и восходы, грозы и дожди, тишайший ветерок и раскаленный зной. Стоит обратить внимание на серию самоваров – румяных и неспешных, жарких и отдыхающих. Ночные пейзажи – особая страница экспозиции. «Ночные сказки» – в Витебске, Дрездене, на среднерусских просторах – завораживают таинственным мироощущением. Эскиз к балету «Щелкунчик» – дивная сказочная зарисовка со снежными крышами, кудесником Дроссельмейером в развевающемся плаще, легкими санями и спешащей толпой. Это полотно – идеальная декорация с фирменными васильевскими переливами светлых тонов. Впрочем, все, что создано васильевской кистью, театрально, образно и идеально подходит для сцены.
Владимир Васильев. Эскиз к балету Щелкунчик. Пролог. 2017. Бумага, акварель
Елена Федоренко, кандидат искусствоведения, член жюри прессы