В Пермском театре оперы и балета продолжаются репетиции первой балетной премьеры сезона 2024/25 — «Сильвии» Лео Делиба в постановке руководителя балетной труппы Алексея Мирошниченко. Первые показы спектакля состоятся 5, 6, 7 и 8 декабря.
Одну из самых масштабных премьер сезона хореограф Алексей Мирошниченко выпускает вместе со своими постоянными творческими партнерами — сценографом Альоной Пикаловой, художницей по костюмам Татьяной Ногиновой и художником по свету Алексеем Хорошевым. В качестве дирижера-постановщика на большой балетной сцене дебютирует Иван Худяков-Веденяпин.
Алексей Мирошниченко, руководитель балетной труппы Пермского театра оперы и балета:
— «Сильвия» — целиком авторский балет, такой же, какими были мои «Щелкунчик», «Голубая птица и принцесса Флорина». Мне хотелось дать достойное применение изумительной музыке Лео Делиба — и я решил найти какой-то новый сюжет, но при этом сохранить название «Сильвия», знаковое для балетного мира и в России после 1917 года почти не появлявшееся. Конечно, при имени Сильвия в голову сразу приходит рассказ Валерия Брюсова о Рее Сильвии. В нем главная героиня нашла подземелье с Золотым дворцом Нерона, в котором разворачивается значительная часть сюжета. Но возможности нашей сцены не позволяют такого поворота действия. Поэтому я всё же решил обратиться к мифу о Рее Сильвии — самой известной в истории весталке, служительнице римского культа богини Весты, матери Ромула и Рема — основателей Рима. А ее история привела меня к роману Рафаэлло Джованьоли «Опимия», который тоже посвящен весталке. Собрав эти источники, я придумал собственную историю.
Иван Худяков-Веденяпин, дирижер-постановщик:
— Музыкальная редакция нашего спектакля напрямую связана с либретто, созданным Алексеем Мирошниченко. Во времена Делиба в балетные спектакли часто включались фрагменты, созданные другими авторами. Так, например, в «Корсаре» Адана есть знаменитый «Оживленный сад» — а это музыка Делиба. Сам Делиб получил широкую известность после премьеры балета «Ручей», созданного совместно с Минкусом. Именно из этой партитуры в нашу редакцию «Сильвии» включено несколько замечательных фрагментов. Но ничью другую музыку, кроме Делиба, мы не используем — нами двигала цель выстроить балетный спектакль как единую музыкальную партитуру.
Альона Пикалова, художник-постановщик:
— Мы с Алексеем Мирошниченко договорились, что делаем балет, который опирается на эстетику музыкальных спектаклей второй половины XIX — начала ХХ века. Тогда правдой становится то обобщенное представление об античной материальной культуре, которое объединяет на сцене и нарисованную театральную архитектуру, и детали мебели и посуды из музеев и раскопок древних городов. Наследие греко-римской цивилизации было источником множества произведений в музыкальном театре. Эта традиция никогда не прерывалась. Каждая последующая эпоха находила в античности сюжеты для создания спектаклей, но воплощала их на сцене в контексте современного представления о гармонии.
К премьере «Сильвии» приурочен очередной цикл «Лаборатории современного зрителя» — публичной программы Пермского театра оперы и балета. 1 декабря пройдет лекция «Весталки, цари и начало Древнего Рима: легенды и реальность» доктора исторических наук, профессора РГГУ, РАНХиГС и ВШЭ Андрея Сморчкова. 2 декабря состоится творческая встреча с дирижером-постановщиком спектакля Иваном Худяковым-Веденяпиным «Как сделана «Сильвия» Лео Делиба». 14 декабря цикл завершит лекция кандидата искусствоведения, поэта, специалиста по истории религий и искусству Древнего Востока Тимофея Животовского «Римские сюжеты и национальный романтизм».
События «Лаборатории современного зрителя» проходят при поддержке компании СИБУР в рамках программы «Формула хороших дел».
Над премьерой работают:
Автор либретто и хореограф-постановщик: Алексей Мирошниченко
Музыкальный руководитель и дирижер: Иван Худяков-Веденяпин
Художник-постановщик: Альона Пикалова
Художник по костюмам: Татьяна Ногинова
Художник по свету: Алексей Хорошев
Постановка спектакля реализована при благотворительной поддержке АКБ «ФОРА-БАНК».
Возрастная категория 12+