26 апреля 2024
Сегодня
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    26
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
24.12.2019
В Пермской опере прозвучит самая известная оратория Генделя
В Пермской опере 27 декабря исполнят ораторию «Мессия». Самое масштабное и широко известное произведение Георга Фридриха Генделя прозвучит в исполнении солистов театра и приглашенных артистов, хора и оркестра под управлением дирижера Артема Абашева.

Как создавалась оратория

Одно из наиболее популярных произведений XVIII века — оратория Генделя «Мессия» — было создано в 1741 году. Автором либретто на основе библейских текстов выступил соратник композитора Чарльз Дженненс — талантливый поэт и истовый англиканец, видевший в своей работе «переживание Господа нашего как Спасителя в христианских мысли и вере». Гендель почти не вмешивался в текст и написал музыку с поразительной скоростью.

Как подсчитал журналист Майлс Хоффман, в «Мессии» примерно 250 тысяч нот. Учитывая, что композитор работал над партитурой чуть больше трех недель по десять часов в день, получается, что он писал в среднем по 15 знаков в минуту. Такие темпы создания вместе с точностью манускрипта объясняют вдохновением, близким к откровению.

Оратория была представлена в заполненном до отказа Музыкальном зале Дублина на Пасху, 13 апреля 1742 года. Успех ее был оглушительным.

Почему оратория популярна в России, но звучит нечасто

Сегодня «Мессия» исполняется преимущественно на Рождество, а не на Пасху, как было изначально. Услышать ее в России можно редко, хотя в
оратории есть фрагмент, известный едва ли не каждому, — это хор «Аллилуйя», который зачастую исполняется в отрыве от всего произведения.

Евгений Воробьев, главный хормейстер театра:

— В отличие от Европы, оратория Генделя и другие крупные вокально-инструментальные произведения того времени редко звучат в нашей стране. В советский период музыка, связанная с религией, фактически не исполнялась, и такая традиция не сформирована до сих пор.

Репертуар российских музыкальных театров сосредоточен преимущественно вокруг музыки XIX века. Исполнение «Мессии» требует знания специфической стилистики этого виртуозного сочинения, которой сегодня мало кто владеет. Непросто, в частности, найти солистов для такой оратории. Отважиться спеть это произведение Генделя в России — значит, заявить о своей готовности к большой и не типичной работе.

Как «Мессия» прозвучит в пермском театре

Знаменитую ораторию Генделя исполняют самыми разными составами: от камерного оркестра и хора до коллективов в несколько сотен человек. В пермском театре на сцену выйдут около 50 певцов и 30 музыкантов.

Артем Абашев, главный дирижер театра:

— Состав оркестра в нашем случае будет камерным. Он подобран таким образом, чтобы его звучание создавало единое музыкальное полотно вместе с голосами певцов, не перекрывая их, поскольку хор в этом произведении главенствует.

В таком произведении, как оратория, важны не только детали, над которыми мы, несомненно, внимательно работаем. Нужно представлять себе его содержание и масштаб глобально, погрузиться в материал и почувствовать, прожить его, чтобы затем передать это слушателю через музыку.

Помимо оркестра и хора, в концерте примут участие солисты пермского театра: меццо-сопрано Наталия Ляскова и тенор Сергей Годин, а также приглашенные артисты: сопрано Диляра Идрисова и бас-баритон Лисандро Абади, уже выступавший на пермской сцене — в 2018 году он исполнил партии Сатурна, Эпафа и Юпитера в опере «Фаэтон» Жан-Батиста Люлли.

Узнать об оратории больше можно на лекции

Перед концертом в фойе театра пройдет лекция, на которой можно будет подробнее узнать об истории создания и музыкальной специфике прославленной оратории. Как Генделю удалось написать партитуру со скоростью искусственного интеллекта? За что произведение подверглось критике? Каким образом композитор якобы заставил встать короля Англии во время исполнения «Мессии»?

Купить билеты на концерт можно на сайте театра. 
поиск