25 апреля 2024
Сегодня
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    25
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
23.04.2022
Яви и сны первого тура

Народ теснится, ожиданья полон,
И мысли всех стремятся неотступно,
Туда, к темнеющей стене: за нею
Сокрыты сны.

Стефан Цвейг. «Дирижер


t2q4RQZYrpax046_rr-1kXAqcXI3Z9CwBj5FeHat9i6Vad8WqI-U0KBSEqahYPOMefJd76363fwfuka_3Gezpp7L.jpg


На первом туре исполняются фрагменты классических балетов – вариации (солистами) и дуэты. Классика требует от танцовщиков большого мастерства – владения «школой», музыкальности, технического совершенства, актерских способностей.

Право первыми выйти на сцену по традиции предоставили конкурсантам младшей возрастной категории, и поначалу особой радости они не доставили. Интрига ожидания разрешилась не более, чем добросовестным стремлением неофитов продемонстрировать школьные навыки. Знакомство с конкурсантами первого дня показало, что их творческим сознанием руководят задачи вполне утилитарные. Молодая балетная поросль со старательностью школяров и на пределе сегодняшних возможностей будто сдавала школьный экзамен. Отсюда прямолинейность, даже некоторая механистичность подачи хореографического текста, недостаток гибкости пластического рисунка – разнообразия танцевальных красок. Собственно, так обычно и бывает: конкурсная борьба разгорается постепенно, и дальнейшие выступления, в частности, участников старшей группы, вызывают значительно больший энтузиазм.

Согласно вытянутому на жеребьевке номеру «1» особая смелость начать состязания понадобилась москвичке Ульяне Васильченко. Девочке пришлось опереться на излишне замедленную фонограмму вариации Принцессы Флорины («Спящая красавица»). Пришлось гадать: сделано ли это по желанию самой Ульяны, ее педагога, или такова была данность, к какой следовало приноравливаться исполнительнице? Сковало волнение? Возможно. В любом случае танец в некоторой степени утратил пластическую свободу. Из тех, кто смог внутренне раскрепоститься, затанцевать, рождая художественный образ, назовем москвичку Дарью Платонову в вариации жизнерадостной Нунэ из «Гаянэ», представительницу Турции Дога Су Акташ, исполнившую фрагменты из «Феи кукол» и «Талисмана». Две пермские конкурсантки вызвали пристальный интерес. Софья Туманова, правда, смазала финал соло из «Павильона Армиды», но уверенно провела вариацию «Царицы вод» из «Конька-горбунка». Валерия Кузнецова в образе бесплотной тени Жизели явила склонность к лирике и романтике. Балерина увлекла за собой в мир отрешенности от земных страданий.

В отличие от своей однокашницы по Пермскому хореографическому училищу Дарьи Чугуновой, прочертившей ломаную траекторию fouetté Сванильды (pas de deux из балета «Коппелия»), японка Михиро Мории в этом движении-трюке на пятачке сцены без малейшей помарки продемонстрировала все возможные варианты вращений. Да и в умелых руках партнера Кирилла Жигулина эта изящная Сванильда сверкала блистательными pirouettes, в течение всего танца сохраняя изящество манеры.

Ангелина Карамышева из Санкт-Петербурга достойно прошла испытание классикой (вариации Гюльнары из «Оживленного сада» и Невольницы из Pas d`esclave «Корсара»).

К конкурсантам старшей группы требования жестче.

Дарье Ладыко из Челябинска в вариации Нирити («Талисман») не удались doubles ronds. Виктории Горбачевой не хватило благородства Раймонды («Раймонда»), хотя в «венгерской» вариации она и избежала технических срывов.

Неоправданно дерзким показался выбор ее земляков Ульяны Фатьяновой и Дениса Гайноченко, обратившихся к сложнейшему pas de deux из балета «Бабочка» в хореографии Пьера Лакотта по Марии Тальони. Множество вопросов возникло с самого начала: к тяжеловатой ткани женского костюма, грамотности дуэтного танца и стилистике исполнения.

На передний план выдвинулись сильные танцовщики. Пермяк Георгий Еналдиев оказался брутальным Конрадом («Корсар») с мощным прыжком. Высоким прыжком поразил и Сергей Букатин из Саратова. Его Джеймс в pas de deux из «Сильфиды» четко прорезал воздух doubles tours вправо-влево, хлестко бил entrеchat six, жаль, потерял pas de chat в конце вариации и несколько скомкал в коде «уходящие» в кулису brisés.

Интересно оказалось следить за выступлением опытного конкурсного бойца Георгия Болсуновского из Красноярска. Для первого тура «Арабеска» он выбрал два разнохарактерных произведения, желая продемонстрировать широту актерского диапазона. Первую вариацию из «Корсара» исполнил лихо, а вот в третьей части соло из «Арлекинады», задумав ошеломить арбитров, грешил навороченным трюкачеством. Увы, амбициозный план не сработал: в финальной диагонали оба doubles tours en l’air оказались сбитыми.

Генрих Райник выбрал для показа соло из Pas d`esclave («Корсар») и вариацию из «Ромео и Джульетты» в хореографии Кеннета Макмилана. Танцевал с настроением, но с последним аккордом его острослов Меркуцио едва удержался на колене после tour. Безусловно, тут мог быть и случай, но вот над кистями и выворотностью танцовщику стоит усиленно потрудиться.

На родине и подмостки помогают. Однако конкурсные выступления Артема Мазунина, представившего вариации Филиппа («Пламя Парижа») и Фабио («Сатанилла»), Павла Новикова и Ярослава Щелёва смотрелись авантюрным желанием пермяков непременно принять участие в столь серьезном состязании, как «Арабеск». Справедливости ради надо сказать, что вариация Голубой птицы Шелёву удалась все же лучше вариации Фабио. А Фабио Павла Новикова смотрелся увереннее его же Альберта с вымученным вращением. Одним словом, юношам есть к чему стремиться в постижении профессии.

Хорошо показалась японка Рино Фукуока, хотя безупречным ее исполнение вариации Авроры не назовешь – конечный pirouette девушка сорвала, оттого и финальная поза получилась не очень музыкальной и смазанной. Более удачной оказалась вариация из «Пахиты». Технично, с большим запасом прочности исполнила вариацию Редисочки («Чиполлино») Вероника Ситало из Новосибирска. В соло Коломбины из «Арлекинады» артистичная Алеся Лазарева блеснула усложненным вращением – pirouette она сопровождала открытием ноги (développé).

Приятно разнообразило конкурсный репертуар первого тура редко исполняемое pas de deux «Пери» (хореография Виталия Тимофеева в редакции Юрия Бурлака). Правда, в женской вариации не заложено техники – скорее все построено на гравюрности позировок. С этой стилистикой пермячка Мария Банникова в целом неплохо справилась. Ее партнер Лев Швирид обладает средними данными. Технических элементов он не срывал, но исполнителю следует внимательнее отнестись к мимике героя, мечтающего о гурии рая в момент духовного просветления. Не повредила бы его Ахмету и чалма, которая придала бы явно славянской внешности исполнителя хоть что-то восточное.

Неожиданностью стала вариация Весны из «Времен года» Джерома Роббинса на музыку Верди. Для грека Михаила Киминоса участие в «Арабеске», где он не впервые, – стимул творческого роста. Совершенства танцовщик пока не достиг, но в сравнении с предыдущими выступлениями, значительно вырос. Высокий, с удлиненными пропорциями, он танцевал с настроением и явным удовольствием от пребывания на пермской сцене. В его Весне было нечто античное, но работа тяжеловатой от природы стопы все же требует усиленной шлифовки.

Яркое впечатление произвели Максим Морозов (Пермь) и Клеман Гийом (Франция). Оба небольшого роста, они буквально «вырастали» на глазах – танцевали от полноты душевной. Голубая птица Максима беззаботно порхала, покоряя пространство сцены, взлетала в чеканных entrеchat six. В Актеоне («Эсмеральда») Клемана сверкнул образ мужской московской школы – энергичной, раздвигающей пространство и время.

Первый тур не заставил скучать и изнывать от тоски. Зрители получили витальную дозу адреналина, критики собрали материал для осмысления нынешней картины исполнительского искусства, педагоги юных артистов проверили собственные методы подготовки артистов. Продолжение следует…

 
Текст: Александр Максов, член Жюри прессы            

 

поиск