В парад номинантов «Золотой маски» включился Пермский театр оперы и балета. Он показал вечер, целиком посвященный Стравинскому и Баланчину, — двум гениям, которые определили развитие музыки и танца в XX веке и проложили путь в век XXI. Это — балеты «Аполлон Мусагет», «Рубины» и «Симфония в трех движениях».
Худрук балета Алексей Мирошниченко репертуар формирует без оглядки на столичные театры. Не боясь сравнений и параллелей, пермская труппа храбро выходит на сцену, показывая, на что способна. «Золотые маски» увозила и не раз. Вот и сейчас готовы бороться за награды.
«Может, есть место на стенке, куда можно довесить несколько золотых масок, но они есть», — признается худрук балетной труппы Пермского театра Алексей Мирошниченко.
В этот вечер все балеты Баланчина на музыку Стравинского. «Аполлон Мусагет» — хрестоматийная работа 28-го года, с редким для Баланчина сюжетом. С порхающими музами и их покровителем Аполлоном.
Эта партия дает шанс Никите Четверикову на золото «Маски». Впервые он станцевал Баланчина в 2011-м, будучи артистом кордебалета. Взяв первые места на балетных конкурсах «Арабеск» и «Гран-при Михайловского театра», юный танцовщик теперь — солист.
«Есть волнение, но для нас, для Пермского театр „Маска“ не соревнование, больше — фестиваль», — утверждает солист балетной труппы Пермского театра Никита Четвериков.
Пермская труппа обладает самой внушительной коллекцией балетов Баланчина. Их в репертуаре тринадцать. «Рубины» — фрагмент балета «Драгоценности», идущий в Большом и Мариинском. А вот «Симфонию в трех движениях» в России танцует только пермская труппа.
«Балет очень сложный, многолюдный, там 16, 10 и 26 — 32 человека, это не свойственно для Баланчина», — говорит Алексей Мирошниченко.
Симфония выдвинута на премию как лучший балетный спектакль, а маэстро Валерий Платонов — как лучший дирижер. У него уже есть одна «Золотая маска». Стравинского играет со студенчества — дирижировал оперой «Соловей». Непростая в исполнении — Симфония вызывает восхищение.
«Стравинский, обращаясь к эмоциям, конструировал свою музыку -сочетание рационального и эмоционального восхищает», — рассказывает дирижер Валерий Платонов.
Впервые программа «Век танца — Стравинский — Баланчин» была представлена летом прошлого года на Дягилевском фестивале в Перми. Симфония — одна из последних работ Джорджа Баланчина, вызывала противоречивые мнения. Одни считали это агонией великого хореографа, другие восхищались и аплодировали его творению. Впрочем, как и сейчас.