Время чтения: 8 мин

Музыка старого театра

Руководство Пермского театра оперы и балета рассказало о планах на новый театральный сезон 2015/2016 года.

Главный вопрос для театра — это, конечно, необходимость появления новой современной сцены. Как рассказала Галина Полушкина, директор Пермского театра оперы и балета, вопрос этот решено перевести в другую плоскость: это будет не реконструкция, а строительство отдельно стоящего здания.

«Начав реконструкцию театра по имеющемуся проекту, мы можем надолго лишиться своего дома, здание в это время будет закрыто. Тем более что сегодняшняя сложная обстановка может способствовать превращению проекта в долгострой», — рассказала г-жа Полушкина.

Театру не придется вновь проходить конкурсные и тендерные процедуры: существующий проект будет доработан. По словам Галины Полушкиной, краевые власти этот вопрос без внимания не оставляют, и сейчас идет рассмотрение площадок для строительства здания, включая места на Разгуляе и около бывшего Дворца культуры «Телта».

К счастью пермских театралов, не подтвердились слухи о том, что Теодор Курентзис собирается покинуть Пермь и уже рассматривает конкретные предложения. На пресс-конференции г-н Курентзис, отдохнувший и загорелый, был в отличном настроении и рассказывал о новых проектах театра — как всегда интересных, грандиозных и амбициозных.

В этот раз театр решил отойти от ставших обычными в последние годы темпов работы. Новый сезон начнется спокойно и, постепенно набирая обороты, достигнет кульминации в июне на Дягилевском фестивале.

Именно там и будут показаны самые громкие премьеры сезона. Однако пермяки смогут увидеть их раньше. Современный французский композитор Филип Эрсан заканчивает работу над оперой «Тристия». Его музыка написана на стихи заключенных из Франции, Японии и России — гонимых гениев, таких как Осип Мандельштам, и самодеятельных непризнанных талантов. Оперу «Тристия» пермские зрители смогут послушать в мае. Вторым крупным оперным событием сезона станет «Травиата» Джузеппе Верди, которую на пермской сцене поставит известный режиссер Роберт Уилсон.

А первой премьерой сезона станет новая версия «Лебединого озера» Петра Чайковского в редакции Алексея Мирошниченко, главного балетмейстера Пермского театра оперы и балета. Сейчас в театре идет «Лебединое озеро», поставленное Натальей Макаровой (в 1960-х — прима-балерина Мариинского театра, а после эмиграции в 1970 году — звезда Лондона и Нью-Йорка). Постановка вобрала в себя хореографию Мариуса Петипа, Льва Иванова, сэра Фредерика Эштона и самой Натальи Макаровой. За десять лет, прошедших со дня премьеры, произошло естественное старение и костюмов, и декораций, да и время требует новых подходов к классике.

Как рассказал Алексей Мирошниченко, в его постановке зрители увидят романтизм и красоту XV века, увиденную через призму XIX столетия. Обещаны прекрасные декорации и роскошные костюмы — в стиле бургундской средневековой моды. Новую редакцию классического балета о принцессе Одетте, которую злой волшебник Ротбарт превратил в лебедя, пермяки увидят уже в ноябре.

В новом сезоне продолжится цикл концертных исполнений мировых оперных шедевров: в октябре под музыкальным руководством Теодора Курентзиса состоится концертное исполнение оперы «Аида» Джузеппе Верди с Зариной Абаевой в заглавной роли. На Страстной неделе будет исполнена опера «Диалоги кармелиток» Франсиса Пуленка, считающаяся наиболее ярким сочинением композитора.

Несколько последних лет огромный интерес у пермской публики вызывает пиано-гала, проходящий во время Дягилевских сезонов. В связи с этим часть камерных концертов цикла «Музыка для нас» будет переформатирована.

Любой зритель, пришедший в Дом Дягилева на концерт этого цикла, сможет расположиться как ему удобно, сидя или даже лежа на полу на подушках, и остаться с музыкой наедине, ведь концерты проходят в темноте. А вот другая часть концертов этого цикла будет проведена в фойе театра, в светской праздничной атмосфере со свечами и шампанским.

Оркестр MusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса также предложит непривычный для себя формат выступлений. Можно сказать, что музыканты сыграют со зрителями в «угадай мелодию»: название исполняемого на концерте произведения станет известно, когда публика уже будет сидеть в зале. В октябре состоится концерт с пианисткой Полиной Осетинской, а в декабре — со скрипачкой Патрицией Копачинской (Швейцария).

Самым ярким концертом года обещает стать исполнение оратории Иоганна Себастьяна Баха «Страсти по Матфею» международным составом оркестра и солистов под управлением Теодора Курентзиса. Это событие состоится в апреле и приурочено к Страстной неделе.

В апреле в Перми пройдет XIV Открытый российский конкурс артистов балета им. Екатерины Максимовой «Арабеск-2016». Художественным руководителем и председателем жюри конкурса, как и прежде, будет Владимир Васильев. В мире балета «Арабеск» считается стартовой ступенью в мир большого успеха, ведь он рассчитан на молодых артистов от 13 до 25 лет. Подтверждением этому может служить уже отснятый второй сезон громкого проекта «Большой балет» телеканала «Культура». Многие его участники (в том числе и пермская пара Инна Билаш и Никита Четвериков) в разные годы становились лауреатами «Арабеска».

Уже известны и графики гастрольных поездок артистов. Пермский балет осенью побывает в Омане и Бахрейне, где покажет «Бахчисарайский фонтан» и «Жизель». Зимой — традиционные гастроли по Франции с классическим репертуаром и балетами в хореографии Джорджа Баланчина и Михаила Фокина. А в самое ближайшее время артистов пермского балета ждет Дублин, где пройдут спектакли «Лебединое озеро» и «Ромео и Джульетта».

Для музыкантов оркестр MusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса гастроли начнутся уже в конце августа: они выступят на музыкальном фестивале в Бремене с произведениями Брамса, а в сентябре будут участвовать в одной из ключевых постановок на международном фестивале RUHRtriennale — опере Вагнера «Золото Рейна». В ноябре солисты и оркестр отправятся в Дортмунд и Санкт-Петербург, где представят оперы трилогии Вольфганга Амадея Моцарта и Лоренцо Да Понте.

План сверстан, теперь главное, чтобы театру удалось все воплотить. «Мы работаем с оптимизмом, но я с замиранием сердца жду: какие финансовые условия предложит нам краевой минкульт на новый сезон. Мы уже пережили один секвестр, не очень большой, но очень для нас чувствительный», — отметила Галина Полушкина, директор Пермского театра оперы и балета.

Свой 144-й сезон Пермский академический театр оперы и балета откроет совсем скоро: 3 и 4 сентября можно будет увидеть один из лучших спектаклей театра — балет «Щелкунчик». Почему именно этот новогодний спектакль выбран для открытия? Это вздох по несостоявшемуся пермскому лету или предупреждение — Winter is coming?

Однако выбор становится совершенно понятен, если вспомнить, что в этом году все культурное сообщество отмечает 175-летие прекрасного русского композитора Петра Чайковского, а наш театр носит его имя.

Источник

Главная Журнал Пресса Музыка старого театра