29 мая 2022
01 июня 2022
04 июня 2022
05 июня 2022
06 июня 2022
09 июня 2022
11 июня 2022
13 июня 2022
14 июня 2022
15 июня 2022
16 июня 2022
17 июня 2022
18 июня 2022
19 июня 2022
23 июня 2022
25 июня 2022
26 июня 2022
28 июня 2022
29 июня 2022
30 июня 2022
01 июля 2022
03 июля 2022
05 июля 2022
07 июля 2022
12 июля 2022
13 июля 2022
14 июля 2022
19 июля 2022
20 июля 2022
21 июля 2022
22 июля 2022
29 июля 2022
Пресса
  • Май
    28
  • Июнь
  • Июль
29.05.2017
Российская газета: Трое из ларца

Дягилевский фестиваль давно стал градообразующим культурным предприятием: раз в году он заставляет Пермь почувствовать себя культурной столицей, а жителей культурных столиц - слететься в Пермь. Двенадцать дней этого года включили 56 событий основной программы, 40 часов живой музыки и прочая-прочая, а финалом стала премьера трех одноактных балетов Стравинского.

Век назад эти балеты Русских сезонов Сергея Дягилева всколыхнули Париж, спровоцировав цепную реакцию мирового искусства и моду а-ля рюс. Родина Дягилева Пермь поставила на афишу этого года фото Дягилева со Стравинским, чей 135-летний юбилей отмечают в этом году, и на финального "тройного Стравинского" собрала трех самых известных российских хореографов нового поколения. Музыкально-театральное сообщество долго гадало, как фестивалю удалось собрать в один вечер амбициозных конкурентов, ждали сенсацию. А для повышения градуса страстей танцевать в премьере прилетели мировые звезды Диана Вишнева и Наталья Осипова.

Все три хореографа уже не первый год работают на балетный прогресс в российских и мировых театрах. Слава Самодуров, экс-премьер Мариинского и Ковент-Гарден, худрук балета Екатеринбургского театра оперы и балета, выбрал самую сложную, загадочную, с негромкой сценической судьбой партитуру - "Поцелуй феи", где Стравинский разбирался с личным идолом Чайковским. Самодуров и путь выбрал самый трудный, без опоры на тексты и авторитеты попытался увидеть музыку с помощью неоклассических балетных па. При таком подходе трудно было ожидать зажигательного зрелища, но вот эквилибристика простоты и сложности, тонкость связей и расслышанная через припадания-глиссады русскость в балете есть.

Зажигательным был "Петрушка" в постановке Владимира Варнавы, влетевшего в клуб балетных авторов молодым да ранним самородком. Тут посыл был другой: не расслышать Стравинского после легендарных версий от Фокина до Бежара, но повеселиться вместе с публикой. Так что были гэги ниже пояса, боксерский ринг для соперников, забредшая на огонек панда вместо канонического ярмарочного Потапыча и идеолог Дягилевского фестиваля Теодор Курентзис в мимоходной роли Создателя. Индульгенцией этой детской радости стала храбрая Диана Вишнева в заглавной роли, но ее Петрушка после дивного Лунного Пьеро в постановке Алексея Ратманского - пример повторения истории сначала в виде трагедии, потом в виде фарса.

Замыкал трио Алексей Мирошниченко, питомец Мариинского и худрук Пермского балета, гостеприимно разделивший собственную труппу всем трем авторам. В награду ему самому досталась исполнившая заглавную роль звезда Ковент-Гарден Наталья Осипова, геройски с температурой взявшая еще одну репетицию. С "Жар-птицей" Мирошниченко поступил как забредший в балетный класс филолог, при слове "сказка" схватившийся за Проппа - его труды слегка почитали со сцены. Дальше хореограф собрал все, что нашлось: от шагов до высоких поддержек, от светящихся неоном трико до гламурных страусиных нарядов, от простой шеренги до столпотворения танцующих масс с кордебалетом царевен и царевичей в духе "Союзмультфильма". Это нестерпимое желание сказать как можно больше и как можно компактнее превратило "Жар-птицу" в перенасыщенный гипертекст, чему, возможно, Пропп и способствовал. Для фестиваля, провозглашающего интеллектуализм наравне со вниманием к зрителю, - самое то. В итоге фестиваль закрыли, юбилей Стравинского отметили, умением работать рядом удивили, репутации расширили. Через год много балета на Дягилевском не обещают, но уже сделанное могут оставить в репертуаре и показать на гастролях.

Лейла Гучмазова, Российская газета

поиск