Дягилевский фестиваль давно стал градообразующим культурным предприятием: раз в году он заставляет Пермь почувствовать себя культурной столицей, а жителей культурных столиц — слететься в Пермь. Двенадцать дней этого года включили 56 событий основной программы, 40 часов живой музыки и прочая-прочая, а финалом стала премьера трех одноактных балетов Стравинского.
Век назад эти балеты Русских сезонов Сергея Дягилева всколыхнули Париж, спровоцировав цепную реакцию мирового искусства и моду а-ля рюс. Родина Дягилева Пермь поставила на афишу этого года фото Дягилева со Стравинским, чей 135-летний юбилей отмечают в этом году, и на финального «тройного Стравинского» собрала трех самых известных российских хореографов нового поколения. Музыкально-театральное сообщество долго гадало, как фестивалю удалось собрать в один вечер амбициозных конкурентов, ждали сенсацию. А для повышения градуса страстей танцевать в премьере прилетели мировые звезды Диана Вишнева и Наталья Осипова.
Все три хореографа уже не первый год работают на балетный прогресс в российских и мировых театрах. Слава Самодуров, экс-премьер Мариинского и Ковент-Гарден, худрук балета Екатеринбургского театра оперы и балета, выбрал самую сложную, загадочную, с негромкой сценической судьбой партитуру — «Поцелуй феи», где Стравинский разбирался с личным идолом Чайковским. Самодуров и путь выбрал самый трудный, без опоры на тексты и авторитеты попытался увидеть музыку с помощью неоклассических балетных па. При таком подходе трудно было ожидать зажигательного зрелища, но вот эквилибристика простоты и сложности, тонкость связей и расслышанная через припадания-глиссады русскость в балете есть.
Зажигательным был «Петрушка» в постановке Владимира Варнавы, влетевшего в клуб балетных авторов молодым да ранним самородком. Тут посыл был другой: не расслышать Стравинского после легендарных версий от Фокина до Бежара, но повеселиться вместе с публикой. Так что были гэги ниже пояса, боксерский ринг для соперников, забредшая на огонек панда вместо канонического ярмарочного Потапыча и идеолог Дягилевского фестиваля Теодор Курентзис в мимоходной роли Создателя. Индульгенцией этой детской радости стала храбрая Диана Вишнева в заглавной роли, но ее Петрушка после дивного Лунного Пьеро в постановке Алексея Ратманского — пример повторения истории сначала в виде трагедии, потом в виде фарса.
Замыкал трио Алексей Мирошниченко, питомец Мариинского и худрук Пермского балета, гостеприимно разделивший собственную труппу всем трем авторам. В награду ему самому досталась исполнившая заглавную роль звезда Ковент-Гарден Наталья Осипова, геройски с температурой взявшая еще одну репетицию. С «Жар-птицей» Мирошниченко поступил как забредший в балетный класс филолог, при слове «сказка» схватившийся за Проппа — его труды слегка почитали со сцены. Дальше хореограф собрал все, что нашлось: от шагов до высоких поддержек, от светящихся неоном трико до гламурных страусиных нарядов, от простой шеренги до столпотворения танцующих масс с кордебалетом царевен и царевичей в духе «Союзмультфильма». Это нестерпимое желание сказать как можно больше и как можно компактнее превратило «Жар-птицу» в перенасыщенный гипертекст, чему, возможно, Пропп и способствовал. Для фестиваля, провозглашающего интеллектуализм наравне со вниманием к зрителю, — самое то. В итоге фестиваль закрыли, юбилей Стравинского отметили, умением работать рядом удивили, репутации расширили. Через год много балета на Дягилевском не обещают, но уже сделанное могут оставить в репертуаре и показать на гастролях.