24 апреля 2024
Сегодня
25 апреля 2024
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Пресса
  • Апрель
    24
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
13.09.2013
Новости Перми и Пермского края: Большое искусство маленькой оперы

На днях состоялся показ премьеры камерной оперы «Пимпинон» в Пермском академическом театре оперы и балета. Камерная музыка – жанр особый, камерная опера – особенна вдвойне.

Это знали дуэт солистов Пермского театра оперы и балета имени Чайковского, а также шесть музыкантов оркестра MusicAeterna, взявшись за исполнение небольшой комической оперы Георга Филиппа Телемана, немецкого композитора эпохи Барокко, современника, соотечественника, и, возможно, конкурента Баха.

Смелый замысел режиссера Ольги Эннс реализовали ее друзья и коллеги: постановщик спектакля Татьяна Степанова, музыкальный руководитель и дирижер Максим Емельянычев. Авантюра, наверняка, думали многие. Малоизвестный широкой театральной публике композитор. Слишком расхожий сюжет (прообраз «Служанки-госпожи»). Слишком камерный состав. Опера-импровизация, опера-шутка.

Однако в каждой шутке, как известно, лишь толика шутки. Поэтому у творческой команды «Пимпинона» (название опере дал главный герой) получился вполне серьезный и весьма качественный продукт.

Во-первых, музыканты Аeterna не изменили своим барочным пристрастиям, со всем свойственным антуражем - жильными аутентичными струнами, и «погружением» в действие. Во-вторых, барочный вокал требует от солистов специальной певческой техники, а камерный жанр - скрупулезной исполнительской чистоты - интонации, текста, игры. С чем блестяще справились Наталья Кириллова (Веспетта) и Эдуард Морозов (Пимпинон). Надо отметить, что специфический камерный состав сопровождающего пение ансамбля не создает привычной для оперного театра «музыкальной подушки», в которой порой теряются отдельные пассажи и прячутся целые фразы. Наоборот, клавесин со струнным квинтетом «подсвечивают» голоса солистов, создавая атмосферу легкого розыгрыша и живой старины. Арии da capo и дуэты, насыщенные колоратурами и фиоритурами, каждая - как отдельный концертный номер, перемежаясь разговорными диалогами, сплетаются в богато декорированный музыкальный узор.

Камерная опера не только исполняется камерным составом, но и предполагает ограниченное сценическое пространство. В Пермском театре уже не раз «малой сценой» становилось фойе. Здесь проходят и концерты, и пресс-конференции, и репетиции, и премьеры. Постановочная группа - и режиссер Татьяна Степанова, и художник Анна Макарова, и хореограф Светлана Орлова - использовали это небольшое пространство, создав полное ощущение настоящего театра - с кулисами, карманами сцены, зрительным залом, выносными и раздвижными декорациями-ширмами и даже двойным уровнем сценической коробки, задействовав балкон бельэтажа.

Как справедливо отметила Т. Степанова в своем монологе (в буклете) - в условиях фойе солисты должны не только петь (а в комической опере - еще и разговаривать), но и демонстрировать недюжинный актерский талант. Благо, и Наталья Кириллова, и Эдуард Морозов обладают ярким драматическим даром. Поэтому тонкая внутренняя работа, игра со зрителем, этюды с реквизитом, актерское существование на сцене - все было на высоте. Представьте себе, петь сложнейшую арию на итальянском языке, выводя колоратурные пассажи, полулежа, без привычной опоры, мимикой создавая характер персонажа, да еще и наливая одновременно вино в бокал, не пролив ни капли на белоснежный наряд - это высший пилотаж артистки музыкального театра - Натальи Кирилловой. Мастер перевоплощения, способный в одной арии и на искреннее лирическое высказывание, и на тонкую вокальную пародию, и на драматическую игру голосом - еще один стержень спектакля по имени Эдуард Морозов.

Главной заслугой всей постановочно-исполнительской команды «Пимпинона», на наш взгляд, является безукоризненный вкус во всем - сценографии и режиссуре, вокале и инструментальном интонировании, стилистической интерпретации и отношении к публике, которая искренне благодарила создателей этого маленького произведения искусства овациями и криками «браво». Как в «большой» опере.

Екатерина Баталина-Корнева | Новости Перми и Пермского края

поиск