07 декабря 2022
09 декабря 2022
10 декабря 2022
11 декабря 2022
12 декабря 2022
13 декабря 2022
14 декабря 2022
16 декабря 2022
17 декабря 2022
18 декабря 2022
21 декабря 2022
22 декабря 2022
25 декабря 2022
27 декабря 2022
28 декабря 2022
29 декабря 2022
30 декабря 2022
31 декабря 2022
01 января 2023
02 января 2023
03 января 2023
04 января 2023
05 января 2023
06 января 2023
07 января 2023
08 января 2023
11 января 2023
12 января 2023
13 января 2023
14 января 2023
15 января 2023
18 января 2023
19 января 2023
21 января 2023
22 января 2023
28 января 2023
29 января 2023
31 января 2023
Пресса
  • Декабрь
    05
  • Январь
13.09.2013
Новости Перми и Пермского края: Большое искусство маленькой оперы

На днях состоялся показ премьеры камерной оперы «Пимпинон» в Пермском академическом театре оперы и балета. Камерная музыка – жанр особый, камерная опера – особенна вдвойне.

Это знали дуэт солистов Пермского театра оперы и балета имени Чайковского, а также шесть музыкантов оркестра MusicAeterna, взявшись за исполнение небольшой комической оперы Георга Филиппа Телемана, немецкого композитора эпохи Барокко, современника, соотечественника, и, возможно, конкурента Баха.

Смелый замысел режиссера Ольги Эннс реализовали ее друзья и коллеги: постановщик спектакля Татьяна Степанова, музыкальный руководитель и дирижер Максим Емельянычев. Авантюра, наверняка, думали многие. Малоизвестный широкой театральной публике композитор. Слишком расхожий сюжет (прообраз «Служанки-госпожи»). Слишком камерный состав. Опера-импровизация, опера-шутка.

Однако в каждой шутке, как известно, лишь толика шутки. Поэтому у творческой команды «Пимпинона» (название опере дал главный герой) получился вполне серьезный и весьма качественный продукт.

Во-первых, музыканты Аeterna не изменили своим барочным пристрастиям, со всем свойственным антуражем - жильными аутентичными струнами, и «погружением» в действие. Во-вторых, барочный вокал требует от солистов специальной певческой техники, а камерный жанр - скрупулезной исполнительской чистоты - интонации, текста, игры. С чем блестяще справились Наталья Кириллова (Веспетта) и Эдуард Морозов (Пимпинон). Надо отметить, что специфический камерный состав сопровождающего пение ансамбля не создает привычной для оперного театра «музыкальной подушки», в которой порой теряются отдельные пассажи и прячутся целые фразы. Наоборот, клавесин со струнным квинтетом «подсвечивают» голоса солистов, создавая атмосферу легкого розыгрыша и живой старины. Арии da capo и дуэты, насыщенные колоратурами и фиоритурами, каждая - как отдельный концертный номер, перемежаясь разговорными диалогами, сплетаются в богато декорированный музыкальный узор.

Камерная опера не только исполняется камерным составом, но и предполагает ограниченное сценическое пространство. В Пермском театре уже не раз «малой сценой» становилось фойе. Здесь проходят и концерты, и пресс-конференции, и репетиции, и премьеры. Постановочная группа - и режиссер Татьяна Степанова, и художник Анна Макарова, и хореограф Светлана Орлова - использовали это небольшое пространство, создав полное ощущение настоящего театра - с кулисами, карманами сцены, зрительным залом, выносными и раздвижными декорациями-ширмами и даже двойным уровнем сценической коробки, задействовав балкон бельэтажа.

Как справедливо отметила Т. Степанова в своем монологе (в буклете) - в условиях фойе солисты должны не только петь (а в комической опере - еще и разговаривать), но и демонстрировать недюжинный актерский талант. Благо, и Наталья Кириллова, и Эдуард Морозов обладают ярким драматическим даром. Поэтому тонкая внутренняя работа, игра со зрителем, этюды с реквизитом, актерское существование на сцене - все было на высоте. Представьте себе, петь сложнейшую арию на итальянском языке, выводя колоратурные пассажи, полулежа, без привычной опоры, мимикой создавая характер персонажа, да еще и наливая одновременно вино в бокал, не пролив ни капли на белоснежный наряд - это высший пилотаж артистки музыкального театра - Натальи Кирилловой. Мастер перевоплощения, способный в одной арии и на искреннее лирическое высказывание, и на тонкую вокальную пародию, и на драматическую игру голосом - еще один стержень спектакля по имени Эдуард Морозов.

Главной заслугой всей постановочно-исполнительской команды «Пимпинона», на наш взгляд, является безукоризненный вкус во всем - сценографии и режиссуре, вокале и инструментальном интонировании, стилистической интерпретации и отношении к публике, которая искренне благодарила создателей этого маленького произведения искусства овациями и криками «браво». Как в «большой» опере.

Екатерина Баталина-Корнева | Новости Перми и Пермского края

поиск