Постановка Питера Селларса «Королева индейцев» оставляет раны
На премьере оперы «Завоевание Мексики» Вольфганга Рима, которая открыла цикл, посвященный встрече двух культур: испанцев и мезоамериканских цивилизаций (продюсер проекта Жерар Мортье) в Королевском театре Teatro Real, не было слышно возгласов. Эта постановка была достаточно аллегоричной и далекой от натурализма, так что практически ничьи патриотические чувства и гордость за историю не были затронуты.
Но «Королева индейцев», опера Генри Пёрселла, завершающая цикл, которая впервые была представлена на сцене мадридского театра, произвела эффект взорвавшейся бомбы.
В конце второго акта, перед антрактом, Леонор, рассказчица эпоса, повествует об апофеозе вождя Текуна Умана и о массовых убийствах мексиканского населения испанскими солдатами. Убийство было таким масштабным, что образовалась бурая река крови жертв, повествует рассказчица.
После занавеса раздались недовольные возгласы и были зрители, которые покинули зал и не вернулись после окончания антракта. Слышались такие фразы, как «Неужели испанцы и вправду такие жестокие?». В действительности, некоторые исторические мифы славного прошлого Испании продолжают оставаться запретной темой среди истинных патриотов.
Питер Селларс, этот знаменитый фрик с ежиком на голове и связками бус, один из режиссеров, с которым начал сотрудничать Мортье, с тех пор как он возглавил Королевский театр (он вернется в начале следующего года для постановки оперы «Тристан и Изольда»), также удостоился возгласов публики, когда он вышел ее поприветствовать, возможно, потому что это он являлся инициатором идеи завершить оперу Пёрселла, дополняя ее фрагментами других произведений английского композитора и отрывками из романа никарагуанской писательницы Розарио Агиляр.
За исключением этих двух неприятностей, публика с восхищением встретила новую версию семиоперы, которую Пёрселл так и не завершил. На премьере не присутствовал Мортье. Бывший художественный руководитель Королевского театра на презентации пошутил, что у него свои счеты с барокко, воспитание не позволило бы ему быть среди недовольной публики.
Благодаря блестящей работе неординарного дирижера грека Теодора Курентзиса и великолепного оркестра и хора Пермского театра оперы и балета (которому больше всего аплодировала публика), ожидание премьеры было оправдано. Для Селларса это ожидание было еще более длительным, почти тридцать лет он вынашивал идею о постановке этого спектакля, и еще десять лет заняла подготовка, с тех пор как он начал сотрудничество с Агиляр с целью начать проект.
Сочетание текстов с пластическим языком танца хореографа Кристофера Уильямса (особенно пять разных традиционных танцев майя) и сценографические решения Гронка, одного из ведущих современных мексиканских художников, создавшего декорации, сопровождающие повествование о прибытии испанцев в Мексику, о последующей конкисте и роли женщин в этом процессе.
Спектакль «Королева индейцев» рассказывает нам о кровопролитной войне двух народов, но главной темой является роль женщин в столкновении культур. В центре драматического конфликта находится принцесса Текулихуатцин, которая вынуждена стать наложницей одного из испанских конкистадоров Педро де Альварадо, чтобы выведать о слабостях врага и помочь своему народу. Однако план оборачивается счастьем для нее, она влюбляется в своего завоевателя, дарит ему дочь и одновременно трагедией, европейцы продолжают кровавую резню индейцев.
Дарио Прейро | Испанская газета El Mundo