17 апреля 2024
Сегодня
18 апреля 2024
19 апреля 2024
20 апреля 2024
21 апреля 2024
22 апреля 2024
23 апреля 2024
24 апреля 2024
25 апреля 2024
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
Пресса
  • Апрель
    17
  • Май
  • Июнь
07.04.2014
Филолог: «Голубая птица и принцесса Флорина»

Премьера Пермского театра оперы и балета

Балет-сказка «Голубая птица и принцесса Флорина» — явление по-своему не менее уникальное, чем «Королева индейцев».

Это оригинальный спектакль, придуманный, нарисованный и поставленный хореографом Алексеем Мирошниченко, художником-постановщиком Эрнстом Гейдебрехтом, художником по костюмам Татьяной Ногиновой.
 
Мирошниченко сочинил либретто по мотивам сказки французской писательницы Мари-Катрин Д’Онуа «Голубая птица» и в сотрудничестве с дирижером Валерием Платоновым создал музыкальный текст на основе не исполнявшихся ранее произведений Адольфа Адана (балетов «Питомица фей» и «Гентская красавица»).
 
Спектакль XXI века по сказке XVII века, отсылающей к атмосфере условного XIV века, на музыку XIX века, — собранный из разновременных и разностильных «кусков», он грозил обернуться нарочитой, экспериментальной постмодернистской эклектикой, а оказался цельным, гармоничным, выразительным и очень красивым сценическим действом, равно притягательным для взрослых и детей, замечательно подходящим для семейного просмотра и семейного обсуждения-смакования.

Дополнительное обаяние, надежную укорененность в репертуаре и, одновременно, гарантированную свежесть и новизну спектаклю обеспечивает то, что он сделан для школы: ученики хореографического колледжа получили отличную возможность полноценного сценического тренинга и самореализации.
 
«Голубая птица» — это настоящий имперский балет: масштабный, яркий, богатый, многосоставный, отрешенный от обыденности, насыщенный образами-символами, утверждающий в сознании зрителя неизбежность поражения зла в лице коварных самозванцев и победительность добра и красоты, лежащих в основе существующего миропорядка.
 
Волшебная сказка, вобравшая в себя множество бродячих мотивов и образов, роскошно оформлена, щедро расцвечена, оригинально костюмирована и замечательно исполнена солистами театра (на первом представлении, 28 марта, это были: принцесса Флорина — Наталья Домрачева, принц Шарман — Никита Четвериков, Голубая птица —Руслан Савденов, король Гвенаэль — Герман Стариков) и учащимися хореографического колледжа, из числа которых следует отметить Ларису Москаленко (ведьма Мадельгарда), Екатерину Полищук (фея Утренней росы), Дарью Тихонову (фею Ночных грез).
 
На первый взгляд, Мирошниченко просто добросовестно воспроизвел балетную стилистику времен Чайковского-Петипа. Однако, при всем внешнем сходстве с классическим балетом и глубинном соответствии его духу и пафосу, «Голубая птица» выполнена с помощью иного, модерного пластического рисунка: здесь нет характерного для классики обнаженного предъявления технического задания — оно уведено в подтекст, сглажено, смягчено, скруглено. Пластика танца, неожиданно наивно и трогательно дополненная пластикой пантомимы, всецело подчинена сюжету, логике рассказываемой истории, характеру персонажей.

Исполнители главных партий очень органично и естественно существуют в рамках предложенного рисунка танца-роли.

Многочисленный, слаженный, трогательный хрупкостью своих самых юных участников кордебалет придает действию масштаб, энергию, лиризм и драматизм.
 
Традиционного каскада вставных номеров, которые призваны продемонстрировать профессиональные возможности отдельных солистов-исполнителей и при этом неизбежно тормозят разворачивание истории, переводят ее в формат балетного дивертисмента, здесь практически нет.

Все танцевальные высказывания прочно нанизаны на очень внятный, занимательный событийный ряд. Действие нигде не провисает, не тормозит — балет ни на минуту не забывает о том, что он — сказка, и сюжетно развивается, разворачивается от начала до конца спектакля.
 
Отдельных дифирамбов заслуживает музыкальная составляющая представления. Знакомо-незнакомая, классически внятная, говорящая, романтически приподнятая, драматически напряженная, лирически взволнованная музыка Адана безупречно состыкована с сюжетом и составляет единое драматургическое и эмоциональное целое с каждым его эпизодом на каждом его новом повороте. И с этой частью непростого творческого задания Мирошниченко и Платонов справились безупречно.
 
Балет-сказка «Голубая птица и принцесса Флорина» достоин стать весенне-летней альтернативой классического осенне-зимнего хита — балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».
 
Такое качественное пополнение репертуара, к тому же ориентированное на юных исполнителей и разновозрастную публику, — очень важное, эстетически успешное и стратегически обнадеживающее событие в жизни Пермского театра оперы и балета.

 

Галина Ребель | Интернет-журнал «Филолог»

поиск