23 апреля 2024
Сегодня
24 апреля 2024
25 апреля 2024
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Пресса
  • Апрель
    23
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
31.12.2014
Teatrall.ru: Погружение во тьму

Теодор Курентзис — фигура в современном театре культовая. Им восхищаются единомышленники, пытаются оклеветать недоброжелатели (они же завистники). Для тех и других деятельность Курентзиса — предмет жарких дискуссий. Его подход к воплощению партитур неизменно подвижнический: на определенном этапе добившись эталонного звучания, Курентзис, спустя какое-то время, начинает ставить полученный идеал под сомнение, что выливается в новый вызов. Так было с произведениями Моцарта, с симфониями Малера, с сочинениями Перселла — Курентзис редко отходит от своих авторитетов в композиторском сонме. Ему интересно все изучить досконально. Найдя в музыкальных эпохах резонирующие своим философским воззрениям сочинения, Курентзис вступает с ними в активный диалог и выявляет черты, остававшиеся вне поля зрения. С музыкой Перселла у Теодора давний неугасающий роман. «Королева индейцев», незаконченная опера, подняла эти отношения на иную вершину.

Любой визит Курентзиса в Москву сопровождается неизменной истерикой публики, голодной до его проектов. Реакция закономерная: то, что делает маэстро, не имеет аналогов в России. Каждая постановка возглавляемого им Пермского оперного театра — товар штучный. В этом году «Золотая маска» сделала конкурентами два инициированных Курентзисом спектакля — нашумевшего авангардного «Носферату» на музыку Дмитрия Курляндского и «Королеву индейцев», оперу, связавшую в тугой узел эпоху барокко, времена конкистадорских походов и современность. С одной стороны, оригинальность темы и ее воплощения, новая музыка и эпатаж, с другой — амбициозный эксперимент, попытка реинкарнации незаконченного произведения XVII века. С «Королевой индейцев»московская публика, на четверть состоящая из друзей и преданных поклонников Курентзиса, знакомилась два вечера. Форматы были различны — концертное исполнение и полноценный, режиссерски оформленный спектакль.

Семиопера «Королева индейцев» была задумана композитором в жанре, характерном для английского музыкального театра XVII века — здесь разговорные диалоги комбинируются с музыкой и танцем. Сложность заключалась в том, что воплотить произведение в том виде, в котором его сохранили архивы — невозможно; композитор умер, не завершив работу над партитурой. Курентзис и его соратник режиссер Питер Селларс взяли оперу за основу и дополнили ее ранними сочинениями Перселла, переписали либретто, привнеся в него монологи из романа «Затерянные хроники TerraFirma»никарагуанской писательницы Розарио Агилар. Все звенья были приведены в равновесие, и в результате Курентзис получил полистилистическое произведение, несущее в себе отпечатки нескольких эпох и культур.

Первый показ «Королевы» в Москве прошел на сцене Новой оперы, где по техническим причинам осуществить полноценную версию спектакля не представлялось возможным. Тем, кто помнит концертные интерпретации Курентзиса («Орфей и Эвридика»«Золушка»«Дон Жуан»«Так поступают все»«Дидона и Эней»), этот формат пришелся даже больше по вкусу. Чистое музицирование у Курентзиса неизменно завязано с понятием ритуала, это ощущаешь с первых секунд. Сакрализация действия проходит одновременно по нескольким вертикалям — Курентзис наглядно показывает процесс рождения звука из тьмы, запрещая все софиты, умышленно лишая свой оркестр, хор, публику и себя самого зрения, тем самым заставляя включиться те рецепторы, которые на обычных концертах не задействуются. Тема оперы, где христианская религия пересекается с идолопоклонничеством и шаманством, таким экспериментам вполне отвечает. Комфортный полумрак для концертов Курентзиса — вообще благодатная и уже традиционная атмосфера.

Центральная сюжетная линия формируется вокруг конкистадора дона Педро де Альварадо и отданной ему в качестве трофея индейской принцессы Текулихуатцин. Здесь Ненависть смешивается с восторгом перед физической мощью, желание отомстить с потребностью в любви. Интимные откровения (драматический текст, который читает актриса Маритксель Карреро) и невесомое музыкальное полотно, созданное на исторических инструментах, соединяются, уводя зрителя в особый мир, где посреди пропитанных кровью земель отчетливо слышен плач ангелов.

Оркестр и хор musicAeterna, молодые виртуозы, были поставлены в экстремальные условия — музыкантам и певцам приходилось время от времени в течение концерта исполнять свои партии интуитивно, не видя жестов дирижера. Это коллективное взаимопонимание, словно на генетическом уровне, передалось и солистам — американке Джулии Баллок, обладателю уникального контратенора Винсу И, Надежде Кучер.

На следующий день после пермского перформанса facebook разрывался от постов, в которых о Курентзисе писали не иначе как о гении. Приклеивать ярлыки — дело неблагодарное, но факт остается фактом — после «Королевы индейцев» весь слушательский опыт стирается. Остается желание еще раз пережить столь глубокое погружение в искусство.

Юлия Чечикова | Teatrall.ru

поиск