Время чтения: 6 мин

Погружение во тьму

Теодор Курентзис — фигура в современном театре культовая. Им восхищаются единомышленники, пытаются оклеветать недоброжелатели (они же завистники). Для тех и других деятельность Курентзиса — предмет жарких дискуссий. Его подход к воплощению партитур неизменно подвижнический: на определенном этапе добившись эталонного звучания, Курентзис, спустя какое-то время, начинает ставить полученный идеал под сомнение, что выливается в новый вызов. Так было с произведениями Моцарта, с симфониями Малера, с сочинениями Перселла — Курентзис редко отходит от своих авторитетов в композиторском сонме. Ему интересно все изучить досконально. Найдя в музыкальных эпохах резонирующие своим философским воззрениям сочинения, Курентзис вступает с ними в активный диалог и выявляет черты, остававшиеся вне поля зрения. С музыкой Перселла у Теодора давний неугасающий роман. «Королева индейцев», незаконченная опера, подняла эти отношения на иную вершину.

Любой визит Курентзиса в Москву сопровождается неизменной истерикой публики, голодной до его проектов. Реакция закономерная: то, что делает маэстро, не имеет аналогов в России. Каждая постановка возглавляемого им Пермского оперного театра — товар штучный. В этом году «Золотая маска» сделала конкурентами два инициированных Курентзисом спектакля — нашумевшего авангардного «Носферату» на музыку Дмитрия Курляндского и «Королеву индейцев», оперу, связавшую в тугой узел эпоху барокко, времена конкистадорских походов и современность. С одной стороны, оригинальность темы и ее воплощения, новая музыка и эпатаж, с другой — амбициозный эксперимент, попытка реинкарнации незаконченного произведения XVII века. С «Королевой индейцев»московская публика, на четверть состоящая из друзей и преданных поклонников Курентзиса, знакомилась два вечера. Форматы были различны — концертное исполнение и полноценный, режиссерски оформленный спектакль.

Семиопера «Королева индейцев» была задумана композитором в жанре, характерном для английского музыкального театра XVII века — здесь разговорные диалоги комбинируются с музыкой и танцем. Сложность заключалась в том, что воплотить произведение в том виде, в котором его сохранили архивы — невозможно; композитор умер, не завершив работу над партитурой. Курентзис и его соратник режиссер Питер Селларс взяли оперу за основу и дополнили ее ранними сочинениями Перселла, переписали либретто, привнеся в него монологи из романа «Затерянные хроники TerraFirma»никарагуанской писательницы Розарио Агилар. Все звенья были приведены в равновесие, и в результате Курентзис получил полистилистическое произведение, несущее в себе отпечатки нескольких эпох и культур.

Первый показ «Королевы» в Москве прошел на сцене Новой оперы, где по техническим причинам осуществить полноценную версию спектакля не представлялось возможным. Тем, кто помнит концертные интерпретации Курентзиса («Орфей и Эвридика»«Золушка»«Дон Жуан»«Так поступают все»«Дидона и Эней»), этот формат пришелся даже больше по вкусу. Чистое музицирование у Курентзиса неизменно завязано с понятием ритуала, это ощущаешь с первых секунд. Сакрализация действия проходит одновременно по нескольким вертикалям — Курентзис наглядно показывает процесс рождения звука из тьмы, запрещая все софиты, умышленно лишая свой оркестр, хор, публику и себя самого зрения, тем самым заставляя включиться те рецепторы, которые на обычных концертах не задействуются. Тема оперы, где христианская религия пересекается с идолопоклонничеством и шаманством, таким экспериментам вполне отвечает. Комфортный полумрак для концертов Курентзиса — вообще благодатная и уже традиционная атмосфера.

Центральная сюжетная линия формируется вокруг конкистадора дона Педро де Альварадо и отданной ему в качестве трофея индейской принцессы Текулихуатцин. Здесь Ненависть смешивается с восторгом перед физической мощью, желание отомстить с потребностью в любви. Интимные откровения (драматический текст, который читает актриса Маритксель Карреро) и невесомое музыкальное полотно, созданное на исторических инструментах, соединяются, уводя зрителя в особый мир, где посреди пропитанных кровью земель отчетливо слышен плач ангелов.

Оркестр и хор musicAeterna, молодые виртуозы, были поставлены в экстремальные условия — музыкантам и певцам приходилось время от времени в течение концерта исполнять свои партии интуитивно, не видя жестов дирижера. Это коллективное взаимопонимание, словно на генетическом уровне, передалось и солистам — американке Джулии Баллок, обладателю уникального контратенора Винсу И, Надежде Кучер.

На следующий день после пермского перформанса facebook разрывался от постов, в которых о Курентзисе писали не иначе как о гении. Приклеивать ярлыки — дело неблагодарное, но факт остается фактом — после «Королевы индейцев» весь слушательский опыт стирается. Остается желание еще раз пережить столь глубокое погружение в искусство.

Юлия Чечикова | Teatrall.ru

Главная Журнал Пресса Погружение во тьму