09 февраля 2023
Сегодня
10 февраля 2023
11 февраля 2023
12 февраля 2023
15 февраля 2023
16 февраля 2023
18 февраля 2023
19 февраля 2023
22 февраля 2023
25 февраля 2023
26 февраля 2023
01 марта 2023
02 марта 2023
05 марта 2023
07 марта 2023
08 марта 2023
10 марта 2023
11 марта 2023
14 марта 2023
15 марта 2023
17 марта 2023
18 марта 2023
19 марта 2023
21 марта 2023
01 апреля 2023
02 апреля 2023
04 апреля 2023
05 апреля 2023
07 апреля 2023
08 апреля 2023
09 апреля 2023
12 апреля 2023
14 апреля 2023
15 апреля 2023
16 апреля 2023
19 апреля 2023
20 апреля 2023
22 апреля 2023
23 апреля 2023
27 апреля 2023
29 апреля 2023
30 апреля 2023
Пресса
  • Февраль
    09
  • Март
  • Апрель
26.12.2020
Новый «Дон Жуан»: солисты в оркестровой яме и много арт-объектов на сцене. 59.ru
В Пермском оперном театре состоялась премьера оперы «Дон Жуан». Но это не восстановленный вариант, а совершенно новый спектакль. И если вы любитель классических канонов оперной постановки, то вам точно не сюда. Новая постановка в полном смысле слова — концептуальное произведение современного искусства. О премьере, ее концепции и сценографии — в материале 59.ru

ДЖ_Андрей Чунтомов3.jpeg
Фото: Андрей Чунтомов


Дон Жуан — из архетипичных мифов

Сюжет о коварном обольстителе женщин и классическая музыка Моцарта совмещены с нестандартной сценографией и подачей режиссера Марата Гацалова. Он известен по постановкам «Пьяные» (18+) в пермском Театре-Театре, «Приход тела» (18+) в театре «ЦДР», «Чё» в Театре.doc и «Не верю» (16+) в Московском драматическом театре имени Станиславского. За работу в спектакле «Август: графство Осейдж» (16+) в новосибирском театре «Глобус» Гацалов получил премию «Золотая маска». В этом году он стал главным режиссером Пермской оперы, и работа над «Дон Жуаном» стала его дебютом на новом месте.

— Дон Жуан — один из ключевых персонажей европейской культуры, и это одна из важнейших опер, — объяснил Марат Гацалов выбор произведения. — Сам персонаж — из каких-то архетипичных мифов, это очень сложная история.

В поисках формы спектакля режиссер видит возможность диалога со зрителем.

— Когда собеседник категоричен и безапелляционен, диалогу сложно состояться, — рассуждает Марат. — Но он возможен, когда у него есть вариации. Два человека, которые ведут дискуссию, к ее концу могут измениться. Тут важен сам факт этой встречи: автор, который написал это произведение, группа постановщиков, которая рассуждает на эту тему и сочиняет форму, и зритель. Вот на этом стыке наша команда искала возможность создать мост между зрителем, выдающимся произведением и контекстом той реальности, в которой мы живем.

Музыкальную постановку оперы осуществил главный дирижер театра Артем Абашев.

ДЖ_Андрей Чунтомов4.jpeg
Фото: Андрей Чунтомов


Пейзаж с березкой и сцена без артистов

Первое, что удивляет зрителя, вошедшего в зал, — отсутствие бортика в оркестровой яме. Если обычно во время спектакля музыканты невидимы, и мы о них практически забываем, то здесь они словно становятся действующими лицами, в чем-то заменяя второстепенных персонажей.

Первая сцена тоже несколько шокирует зрителей. Вместо привычных декораций с нарисованными задниками они видят классический музейный зал с картиной Малевича «Черный квадрат». Может показаться, что это банально, ведь кто только его не цитировал, но действие тут же сменяется видеосюжетом: транслируют реалистичный пейзаж с березкой. Под музыку Моцарта ее показывают настолько долго, что зрителю кажется, что его разыгрывают или упражняются на его терпении. Но спустя несколько минут наблюдения за пейзажем зритель понимает, что ракурс меняется, и домик, который сначала казался маленькой точкой, приближается и становится отчетливым. Попытка угадать, что хотел сказать этим пейзажем режиссер, тщетна. Но, может быть, и не стоит гадать?

Еще одна причина для удивления — расположение солистов. Их просто нет на сцене. Зритель слышит голоса, но не сразу понимает, что артисты находятся в оркестровой яме вместе с музыкантами. Тем временем на экране сцены начинают показывать их лица. Операторы тоже находятся в оркестровой яме и транслируют изображение в реальном времени. Оно настолько четкое, что мы можем следить за эмоциями и мимикой артистов. В этом приеме есть намек на нынешнюю реальность, когда живые спектакли во время пандемии вынуждены подменять их трансляцией.

ДЖ_Антон Завьялов2.jpeg
Фото: Антон Завьялов


Театр или музей?

Артисты на протяжении всего спектакля так и остаются в оркестровой яме. Но это не мешает зрителю сопереживать происходящему, получать удовольствие от их голосов и актерского мастерства. Фигуры артистов на сцене заменили арт-объекты, которые друг за другом медленно движутся по сцене под музыку Моцарта. В какой-то момент зрителю кажется, что он находится не в театре, а в музее современного искусства. А история Дон Жуана происходит в некоей параллели и тоже достойна занять место в музейной экспозиции. В спектакле использованы более 30 авторских произведений, среди которых «Колыбель-гроб» Рудольфса Бальтиньша, «Золотая пенсионерка» Айгарса Бикше, видеосюжет Джесса Флеминга «Улитка и бритва». Часть из них — оригиналы, специально привезенные для спектакля, но большинство воссозданы уже в Перми. Кто-то из зрителей пытается разгадать в постоянно движущихся на сцене объектах некий ребус, другие просто абстрагируются от них.

Увидеть, услышать и составить собственное мнение об опере вы сможете сами, но уже в апреле 2021 года.
поиск