01 апреля 2023
02 апреля 2023
04 апреля 2023
05 апреля 2023
07 апреля 2023
08 апреля 2023
09 апреля 2023
12 апреля 2023
14 апреля 2023
15 апреля 2023
16 апреля 2023
19 апреля 2023
20 апреля 2023
22 апреля 2023
23 апреля 2023
27 апреля 2023
29 апреля 2023
30 апреля 2023
03 мая 2023
05 мая 2023
06 мая 2023
07 мая 2023
11 мая 2023
13 мая 2023
14 мая 2023
17 мая 2023
18 мая 2023
20 мая 2023
21 мая 2023
24 мая 2023
25 мая 2023
27 мая 2023
29 мая 2023
31 мая 2023
Афиша
  • Март
    26
  • Апрель
  • Май
Балет
16 Сентября / Ср 19:00–21:30
Жизель
А. Адан
Описание
Возрастная категория: 12+
Продолжительность: 2 часа 30 минут
Количество антрактов: 1

Балет в 2 действиях

Либретто Теофиля Готье, Жюля-Анри Сен-Жоржа

Хореография Жюля Перро, Жана Коралли, Мариуса Петипа в редакции Татьяны Легат

Балет написан в 1841 году, в данной сценической версии представлен в Перми в 1959-м. Капитальное возобновление 2008 года. 

В основу либретто положена пересказанная Генрихом Гейне легенда о призраках умерших невест — виллисах. Они парят ночью над кладбищем, готовые до смерти закружить любого встречного мужчину. Такая участь ждала и графа Альберта, из-за которого погибла обманутая им крестьянка Жизель. Но даже после смерти Жизель готова пожертвовать собой ради любимого. В 1926 году «Жизель» в канонической хореографии Мариуса Петипа (1884, Мариинский театр) открыла первую страницу в истории Пермского балета. В 2008 году реставрацию постановки осуществила экс-солистка Мариинского театра Татьяна Легат.


> Краткое содержание

Действующие лица:

Жизель
Берта, ее мать
Граф Альберт, переодетый крестьянином
Герцог Курляндский
Батильда, его дочь, невеста Альберта
Друг Альберта
Ганс, лесничий
Мирта, повелительница вилис
Зюльма и Монна, подруги Мирты
Свита, охотники, крестьяне и крестьянки, вилисы


ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Залитая солнцем деревушка. Здесь живут простые, бесхитростные люди. Здесь юная Жизель радуется солнцу, синему небу, пению птиц и больше всего — счастью любви, открытой и чистой, озарившей ее жизнь. Она любит и верит в то, что ее чувство взаимно. Напрасно влюбленный в нее лесничий Ганс твердит, что ее избранник Альберт не тот, за кого себя выдает, — Жизель не хочет его слушать. 

С виноградников возвращаются подруги Жизели. Они окружают ее и затевают танцы. Альберт с восхищением следит за Жизелью. Смущенная и гордая его вниманием, она зовет и его принять участие в общем веселье. 

Вышедшая из дома мать Жизели напоминает дочери, что ей вредно так много танцевать: ведь у нее больное сердце. Но Жизель ничего не страшит, она счастлива. Улучив момент, Ганс пробирается в охотничий домик и находит там шпагу Альберта с графским гербом. Это доказательство его правоты: Альберт — дворянин, который прикидывается крестьянином, чтобы вскружить голову Жизели.

Издали доносятся звуки охотничьих рогов, и вскоре появляется большая группа нарядно одетых дам и кавалеров. Среди них герцог Курляндский и его дочь Батильда. Крестьяне радушно встречают знатных гостей. Батильда восхищена красотой и обаянием Жизели, а та, в свою очередь, не сводит глаз с дочери герцога, изучая каждую деталь ее костюма. Батильда интересуется у Жизели, чем та занимается. «Рукодельничаю, помогаю по хозяйству. Но больше всего на свете я люблю танцевать», — отвечает Жизель. 

Проникнувшись к ней симпатией, Батильда дарит крестьянке золотую цепочку. Жизель обрадована и смущена подарком. Всё это время Альберт пытается скрыть свое знакомство с приезжими: ведь Батильда… его невеста. 

Внезапное появление лесничего со шпагой раскрывает его обман. Жизель отказывается верить в происходящее. Когда Альберт подходит к Батильде и целует ей руку, Жизель подбегает к сопернице и говорит, что Альберт поклялся ей в верности, что он любит ее. Возмущенная притязаниями крестьянки, Батильда показывает ей свое обручальное кольцо. Жизель срывает с себя золотую цепочку, бросает на землю и, рыдая, падает на руки матери. 

Не только подруги и односельчане Жизели, но даже придворные герцога полны сочувствия к несчастной девушке. Альберт что-то говорит Жизели, но та не слышит его. Мысли ее путаются. Заметив лежащую на земле шпагу, она хватает ее, чтобы убить себя, но Ганс вырывает из ее рук оружие. 

В последний раз в сознании Жизели проносится воспоминание о гадании на лепестках ромашки, и Жизель умирает.

 

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Ночью над деревенским кладбищем воспаряют под светом луны вилисы — призраки невест, умерших до свадьбы. Повелительница вилис Мирта вызывает из могилы тень Жизели, чтобы принять ее в мистический хоровод. 

Мучимый раскаянием, к могиле Жизели приближается Ганс. По приказу Мирты вилисы окружают лесничего и увлекают в свой танец до тех пор, пока не сталкивают его в озеро.

Но и Альберт не может забыть погибшую из-за него Жизель и тоже приходит этой ночью на кладбище. Его горе и отчаяние неподдельны. Завидев новую жертву, вилисы устремляются к Альберту, но Жизель, вопреки сумеречной воле, бросается на его защиту. Ее любовь к нему сильна как никогда прежде, и она спасает его от гнева вилис.

С первыми лучами солнца призраки исчезают. С ними уносится и легкая тень Жизели. Она прощается с любимым, теперь уже навсегда. Но в памяти Альберта остается ее образ — как вечное сожаление об утраченной любви, любви, которая сильнее смерти.

постановщики
Музыкальный руководитель постановки: Валерий Платонов
Балетмейстер-постановщик: Татьяна Легат
Художник-постановщик: Эрнст Гейдебрехт
Художник по костюмам: Елена Зайцева
Художник по свету: Сергей Мартынов
Ассистенты балетмейстера: Елена Соловьева, Наталья Ахмарова
в ролях
Граф Альберт: Написать нам
Ганс: Написать нам
Видео
Фото
ближайшие показы
3 Мая / Ср 19:00–21:15
Пермский театр оперы и балета
поиск