Концерт Камерного оркестра Пермской оперы

И. С. Бах, А. Берг, А. Веберн
Концерт
6+
Концерт Камерного оркестра Пермской оперы
Частная филармония «Триумф»

В программе:

Иоганн Себастьян Бах (1685—1750)
Fuga (Ricercata) a 6 voci из «Музыкального приношения», BWV 1079
Оркестровка Антона Веберна

Шестиголосный ричеркар из «Музыкального приношения» Иоганна Себастьяна Баха в оркестровке Антона Веберна (1935) — один из уникальных примеров интерпретации баховской музыки, который уходит далеко за рамки обычного переложения. Веберну удалось создать новое по композиции и стилистике сочинение, не производя на самом деле ничего нового, а только слегка поработав над структурой уже существующего материала. Для Веберна, специалиста по полифонии XVI века, обращение к этой музыке вполне закономерно. Как и его учитель Шёнберг, он чувствовал себя звеном единой линии, идущей от Баха. Не случайно основным материалом в классе всех трех представителей нововенской школы были не новаторские произведения начала века, а наследие великих немецких и австрийских предшественников.

Альбан Берг (1885—1935)
Лирическая сюита для струнного оркестра

Лирическая сюита для струнного квартета создана Альбаном Бергом в 1925—1926 годы. Тремя годами позже вторую, третью и четвертую части сюиты композитор аранжировал для струнного оркестра. Сочинение написано по законам двенадцатитоновой техники, в одном ряду Берг использовал не только все ноты звукоряда, но и все доступные интервалы, чем по-настоящему гордился. Четвертая из шести частей сюиты цитирует тему из «Лирической симфонии» соотечественника композитора Александра Цемлинского, которому Берг и посвятил произведение. Несмотря на посвящение, в сюжетном плане музыка сюиты описывает ход любовной связи композитора с Ханной Фукс-Робеттин, сестрой австрийского писателя Франца Верфеля. Названия частей предлагают слушателю слишком узнаваемую последовательность — от веселого, любовного и экстатического характера до мрачного и печального. Кроме того, Берг включает свои инициалы и Ханны в мелодическую линию и связывает обозначения метронома с нумерологией имен двух влюбленных. Цитата из вагнеровского «Тристана и Изольды», появляющаяся в шестой части сюиты, также намекает на скрытый сюжетный замысел произведения, что побудило немецкого философа и музыканта Теодора Адорно называть его «латентной оперой».

Антон Веберн (1883—1945)
Медленная часть для струнного квартета

Медленная часть для струнного квартета — одно из самых продолжительных сочинений Веберна, хотя и длится не более десяти минут. Произведение написано за три года до появления первого опуса композитора, упомянутой ранее Пассакалии. Однако, как и многие ранние произведения Берга, оно обладает теми же качествами, что и работы, помеченные опусом: они полны символики, при этом несколько абстрактны, сдержанны по характеру и аскетичны по манере. 
Замысел произведения возник во время пешей прогулки Веберна со своей двоюродной сестрой Вильгельминой Мертль, ставшей впоследствии его женой. Это любовная музыка, излияния восторженного красотой и гармонией мира 21-летнего композитора, чьи занятия с Арнольдом Шёнбергом только начались прошлой осенью. Медленная часть для струнного квартета написана в традиционной сонатной форме, и музыка ее пока еще тональна, хотя и изобилует хроматизмами, отсылающими слушателя к позднеромантической традиции.
Веберн писал тональную музыку еще несколько лет после создания Медленной части для струнного квартета — до тех пор, пока, будучи самым интуитивным учеником Шёнберга, не стал, образно говоря, «бóльшим католиком, чем Папа Римский» — настолько строго законам двенадцатитоновой техники не следовал даже сам ее основоположник.

Аннотации к произведениям — Александр Трещенков

Постановщики

Дирижер

Другие события

21 февраля 2021 19:00–20:30
Главная Афиша и билеты Концерт Камерного оркестра Пермской оперы