Мадемуазель Смерть встречает господина Шостаковича
18 июня 2018
21:00–22:30
Музыкально-поэтический перформанс в Театре юного зрителя (Екатерининская, 68)
На музыку Дмитрия Шостаковича и тексты Александра Введенского, Виктора Гофмана, Сергея Есенина, Александра Сухово-Кобылина, Анатолия Мариенгофа, Владимира Маяковского, Анны Радловой, Даниила Хармса, Велимира Хлебникова, Дмитрия Шостаковича
Исполняется на немецком языке с русскими субтитрами
Актриса — Изабель Караян
Режиссер — Клаус Ортнер
Солисты оркестра мusicAeterna
Алексей Зуев (фортепиано)
Жанр своего спектакля постановщики обозначили как «сценический коллаж на тему страха», а в центр поместили героя, прообразом которого стал композитор Дмитрий Шостакович.
«Страх жизни, страх смерти, — говорится в аннотации к спектаклю. — Очевидцы сообщают, что он [Шостакович] жил годами с заранее упакованным чемоданом, готовый к отъезду в любую минуту, как только станет известно, что за ним придут. В постоянном страхе рождались многие его произведения, который он никому не показывал».
Созданный при участии Зальцбургского Пасхального фестиваля, перформанс был впервые показан в 2014 году — в рамках «Дней Шостаковича» в Горише, маленьком курорте под Дрезденом, где композитор в течение жизни останавливался дважды: в 1960 и в 1972 году. Из первой поездки, посетив Гориш и Дрезден. Шостакович привез знаменитый Струнный квартет № 8 — квартет-автопортрет, квартет-автограф, открывающийся темой-многраммой (D-Es-C-H). Нетрудно догадаться, что эта музыка, наряду с фрагментами из других сочинений композитора, звучит во время «встречи», которую мадемуазель Смерть устраивает господину Шостаковичу. Другим звучащим материалом служат воспоминания свидетелей эпохи, наводящей страх: Александра Введенского, Даниила Хармса, Анны Радловой, Анатолия Мариенгофа и других, в том числе пророчествующих писателей — Сергея Есенина, Владимира Маяковского, Александра Сухово-Кобылина.
Идейный вдохновитель и единственная исполнительница Изабель Караян по ходу спектакля неоднократно меняет маски, принимая характер то страдающего от тяжести страха героя, то авторитарной Смерти. Для нее это не первый случай такого рода актерского подвига: в 2011 году на Зальцбургском Пасхальном фестивале она исполнила все роли в «Истории солдата» по одноименному произведению Игоря Стравинского. «Столь разносторонней актрисе под силу сразу, кажется, не три, а 33 роли: она перевоплощается за долю секунды, за несколько мгновений паузы, что возникает в диалоге ее персонажей. Но и гены дают о себе знать — в какой-то момент Изабель берет на себя функции дирижера Стенли Доддса и сама руководит оркестром» (Алексей Мокроусов, «КоммерсантЪ»).
Другие события
Мадемуазель Смерть встречает господина Шостаковича
18 июня 2018
21:00–22:30