Концерт Камерного оркестра Пермской оперы 21/02/2021
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685—1750)
Fuga (Ricercata) a 6 voci из «Музыкального приношения», BWV 1079
Оркестровка Антона Веберна
Шестиголосный ричеркар из «Музыкального приношения» Иоганна Себастьяна Баха в оркестровке Антона Веберна (1935) — один из уникальных примеров интерпретации баховской музыки, который уходит далеко за рамки обычного переложения. Веберну удалось создать новое по композиции и стилистике сочинение, не производя на самом деле ничего нового, а только слегка поработав над структурой уже существующего материала. Для Веберна, специалиста по полифонии XVI века, обращение к этой музыке вполне закономерно. Как и его учитель Шёнберг, он чувствовал себя звеном единой линии, идущей от Баха. Не случайно основным материалом в классе всех трех представителей нововенской школы были не новаторские произведения начала века, а наследие великих немецких и австрийских предшественников.
Альбан Берг (1885—1935)
Лирическая сюита для струнного оркестра
Лирическая сюита для струнного квартета создана Альбаном Бергом в 1925—1926 годы. Тремя годами позже вторую, третью и четвертую части сюиты композитор аранжировал для струнного оркестра. Сочинение написано по законам двенадцатитоновой техники, в одном ряду Берг использовал не только все ноты звукоряда, но и все доступные интервалы, чем по-настоящему гордился. Четвертая из шести частей сюиты цитирует тему из «Лирической симфонии» соотечественника композитора Александра Цемлинского, которому Берг и посвятил произведение. Несмотря на посвящение, в сюжетном плане музыка сюиты описывает ход любовной связи композитора с Ханной Фукс-Робеттин, сестрой австрийского писателя Франца Верфеля. Названия частей предлагают слушателю слишком узнаваемую последовательность — от веселого, любовного и экстатического характера до мрачного и печального. Кроме того, Берг включает свои инициалы и Ханны в мелодическую линию и связывает обозначения метронома с нумерологией имен двух влюбленных. Цитата из вагнеровского «Тристана и Изольды», появляющаяся в шестой части сюиты, также намекает на скрытый сюжетный замысел произведения, что побудило немецкого философа и музыканта Теодора Адорно называть его «латентной оперой».
Антон Веберн (1883—1945)
Медленная часть для струнного квартета
Веберн писал тональную музыку еще несколько лет после создания Медленной части для струнного квартета — до тех пор, пока, будучи самым интуитивным учеником Шёнберга, не стал, образно говоря, «бóльшим католиком, чем Папа Римский» — настолько строго законам двенадцатитоновой техники не следовал даже сам ее основоположник.
Аннотации к произведениям — Александр Трещенков
Постановщики
Дирижер