Волнение. Концерт Антона Батагова (фортепиано)
В программе:
I отделение
Франц Шуберт
Пьеса № 1 из Drei Klavierstucke, D. 946
Филип Гласс
Distant Figure (Passacaglia for piano)
(написана в 2017 году для Антона Батагова, премьера состоялась в ноябре 2017 года в Дании)
Франц Шуберт
Пьеса № 2 из Drei Klavierstucke, D. 946
II отделение
Антон Батагов
Волнение
музыка к спектаклю Ивана Вырыпаева
Миф — это реальность
Слова — это то, о чем мы молчим
Интервью
Волнение — это река
Карьера в Нью-Йорке
Нью-Йорк за окном
Любовь — это волнение Творца
Я далеко
Еще один вариант правды
Я падаю вверх
* Музыка написана в 2018 году для спектакля Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова, Санкт-Петербург. Драматург и режиссер — Иван Вырыпаев. Премьера спектакля — 18 апреля 2019 года. Концертная премьера музыки — 5 апреля 2019 года, Москва
Антон Батагов:
В первом отделении — музыка двух композиторов, у которых день рождения в один день: Франца Шуберта и Филипа Гласса. Кстати, Гласс говорит, что его любимый композитор — Шуберт.
Две пьесы Шуберта, написанные в последний год его жизни (1828), — музыка невероятной красоты и глубины, наполненная одиночеством и светом. Меня всегда восхищало, что Шуберт как бы завис между т. н. классицизмом и т. н. романтизмом. Он слишком субъективен, чтобы быть классически-безупречным, и слишком сдержан, чтобы оказаться на территории романтических бурь и порывов. Он всегда остается где-то в стороне, и один идет по своему бесконечному зимнему пути, никому ничего не навязывая. Между двумя пьесами Шуберта я сыграю сочинение Филипа Гласса, которое он написал специально для меня в 2017 году. Называется оно Distant Figure / Passacaglia for piano («Фигура вдалеке / Пассакалия для фортепиано»). И в этой музыке — тоже невероятная красота, глубина и свет. Как, впрочем, и всегда у Гласса. И у Шуберта, и у Гласса — удивительное соединение надмирного покоя и — волнения, в каждой ноте, в каждой интонации. Волнения за всех нас.
Во втором отделении я сыграю музыку, написанную мною для спектакля Ивана Вырыпаева «Волнение».
Весной 2018 года мне позвонил Ваня Вырыпаев и сказал: «Знаешь, я написал новую пьесу и хотел бы дать тебе ее прочитать. Я буду ее ставить в Питере, в БДТ, и представляешь — в главной роли будет Алиса Бруновна Фрейндлих! Мне бы очень хотелось, чтобы ты написал музыку». Я уже много лет не пишу музыки ни для кино, ни для телевидения, ни для театра. Был такой период в моей жизни, когда я в основном занимался как раз именно такой музыкой, а потом, году в 2009-м, этот период как-то сам собой закончился, и начался совсем другой. С тех пор я отказываюсь от всех подобных предложений. Но дело в том, что Ваня Вырыпаев — это человек, который не вписывается в понятия о том, что такое «режиссер», «драматург», «поэт». Это человек, который меняется с каждой секундой. Человек, который смотрит на эти изменения и рассказывает о них себе и людям — и они тоже меняются. Человек, который смотрит на мир и задает вопросы, на которые нет ответа, но каждый следующий шаг в каждой попытке задать самому себе вопрос — это движение по спирали вверх. И с каждым шагом всё лучше и лучше видно, — не потому, что ответ найден, а потому что вопрос перестает иметь значение. Я прочитал пьесу. Позвонил Ване и сказал: «Это очень сильная вещь. Спасибо. Я тоже очень хочу, чтобы я написал для этой вещи музыку». Вот, собственно, и всё.
Фото: Ира Полярная
Возрастная категория: 12+