
Самсон и Далила

Копродукция Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского и Дягилевского фестиваля
Опера Камиля Сен-Санса
Либретто Фердинанда Лемера на ветхозаветный сюжет
Опера написана в 1877 году, в данной сценической версии впервые представлена в Перми в 2025 году
Исполняется на французском языке с русскими титрами
«Самсон и Далила» (1877) — шедевр французского музыкального театра и вершина творчества Камиля Сен-Санса (1835–1921). Опера рассказывает библейскую историю о легендарном герое Самсоне и коварной обольстительнице Далиле, хитростью узнавшей секрет его необычайной силы. Сочетая ветхозаветный пафос с обостренной чувственностью музыки, в «Самсоне и Далиле» Сен-Санс предстает как наследник традиции французской лирической трагедии XVIII века — неслучайно либреттист Фердинанд Лемер взял за основу текст Вольтера, написанный в 1734 году для оперы Жана Филиппа Рамо «Самсон». Жемчужина мирового оперного репертуара, «Самсон и Далила» — редкая гостья на отечественной сцене: Пермский театр оперы и балета и Дягилевский фестиваль представили первую за последние годы постановку оперы Сен-Санса в России.
Исполнители:
Артисты Пермского театра оперы и балета
Приглашенные солисты
Артисты театра «Балет Евгения Панфилова»
Краткое содержание
I
Иудеи обращаются к Богу с молитвой: их народ уже давно томится в рабстве у филистимлян. Самсон призывает своих соплеменников к восстанию. Иудеи сомневаются в успехе сопротивления, но страстный призыв Самсона убеждает их.
Голоса иудеев привлекают внимание Абимелеха, правителя Газы. Его насмешки и издевательства возмущают иудеев. В праведном гневе Самсон убивает Абимелеха, сопровождавшие его воины в панике бегут. Встревоженный шумом, появляется Верховный жрец. Увидев Абимелеха мертвым, он призывает филистимлян к мести, но те в ужасе спасаются бегством.
Вдохновленные победой, иудейские старейшины собираются на молитву. Они возносят гимн Всевышнему. Из храма появляются молодые филистимлянки, среди них — жрица Далила, восхищенная мужеством Самсона. Напрасно один из старейшин иудеев пытается предостеречь героя — он околдован чарами прекрасной Далилы.
II
Далила ожидает Самсона, но мысли ее полны не любви, а мести: иудеи под предводительством Самсона одерживают всё новые победы. Верховный жрец обещает Далиле любые дары, если она передаст героя в руки филистимлян. Но Далила не нуждается в награде: ее ненависть к Самсону и без того велика.
Во мраке ночи появляется Самсон, разрывающийся между чувством любви и долга. Далила уверяет его в своей любви и молит быть с ней откровенной. Хитростью и лаской Далила выведывает тайну непобедимой силы Самсона — она кроется в волосах героя. Филистимлянка увлекает Самсона на ложе и, пока он спит, срезает его волосы.
III
Поверженный Самсон молит Бога забрать его жизнь, но не наказывать из-за него соплеменников, вновь оказавшихся под гнетом филистимлян. Он слышит голоса иудеев, осуждающих его за измену.
Филистимляне празднуют победу. В храм вводят Самсона. Собравшиеся встречают его презрительным смехом. Далила напоминает герою о минутах блаженства, о том, как в ее объятиях он предал свой долг. Самсон взывает к Богу и умоляет вернуть ему силу. С последней молитвой Самсона храм рушится, погребая под обломками всех находящихся в нем.
Постановщики
Музыкальный руководитель, дирижер
Режиссер-постановщик
Хореограф
Художник-постановщик, видеохудожник
Художник по костюмам
Художнику по гриму
Художник по свету
Хормейстер-постановщик
Хормейстер
Дирижер
Ассистент режиссера
Олеся Мельник
Ассистент художника по костюмам
Коуч по вокалу
Коуч по французскому языку, автор перевода либретто и титров