Свадьба
Опера для 6 женских голосов a cappella
Исполняется на сербском языке без титров
Российская премьера состоялась в Перми в 2017 году
Известность к композитору Ане Соколович пришла в Канаде, куда она переехала из столицы Сербии в начале 1990-х. Покинув родину, она не только не оборвала связей с сербской культурой, а, напротив, еще сильнее их укрепила. Творчество Аны Соколович отличается слиянием разнообразных форм художественной экспрессии. Одновременно глубокие и игривые, ее сочинения увлекают в яркий фантазийный мир, зачастую вдохновленный балканской народной музыкой — ее ассиметричными ритмами вечного праздника. Ветра перемен, перенесшие Соколович из Европы в Америку, сделали ее одной из самых заметных фигур на музыкальной сцене.
Наиболее значительное из недавних сочинений Аны Соколович — опера a cappella «Свадьба» (третья в творчестве композитора), предназначенная для шести солисток: четырех сопрано и двух меццо-сопрано. Фабула повторяет сербский обряд приготовления невесты к свадьбе в кругу близких женщин: матери, сестры, подруг и так далее.
Мировая премьера «Свадьбы» состоялась в июне 2011 года в Berkeley Street Theatre в Торонто. Пресса с воодушевлением писала о музыкальном «открытии года»:
»»Свадьба» Соколович — это опера, которая начинается в обычном мире и заканчивается в волшебном царстве» (Jon Kaplan, Now Magazine).
««Свадьба» — это рассказ без нарратива. Это непосредственный музыкальный опыт. Это вибрации, которые соединяют сцену с аудиторией. Это человеческий голос, который собой и внутри себя примиряет звук и эмоцию на уровне, понятном всем и каждому. Обмен между исполнительницами и аудиторией происходит на глубочайшем уровне, где не существует ни языковых барьеров, ни прочих границ» (Operatoronto’s Blog).
Европейская премьера оперы Соколович прошла в 2015-м на фестивале в Экс-ан-Провансе. В 2017-м она была впервые исполнена в России.
Над постановкой в Перми работал режиссер Антон Адасинский. Созданный им пластически ориентированный коллектив (группа) DEREVO в конце 1980-х — начале 1990-х определял облик постперестроечного театра Санкт-Петербурга. В октябре 2016-го Антон Адасинский поставил резонансный спектакль «Мандельштам. Век-волкодав» вместе с труппой московского «Гоголь-центра» и с Чулпан Хаматовой в главной роли, заставив публику вздрогнуть от почти физического воздействия звучащей поэзии. В пермской постановке «Свадьбы» режиссер вновь работает на стыке вербального и пластического театра. Пространство их наложения друг на друга становится пространством спектакля, в котором слово дублируется жестом, а оперные певицы соседствуют с артистками contemporary dance.
««Свадьба» А. Соколович — гимн надежде Женщины.
Не сбыться ей.
И в маленьком двухэтажном парнике время запутается.
Наверху — Ноты, Глотки и мучения оперной пудры отыскать ре-бекар.
Внизу — та самая, бегущая по хероватым рельсам времени наша жизнь.
От промокшей телефонной будки и — «ты где шлялась?» — до обручального капкана.
И это танец пяти шлагбаумов жизни. Пяти девушек.
Детство, юность, СВАДЬБА, жизнь и… через кастрюли и веру в завтра — к встрече с невысокой жилистой старушкой.
Но дети помнят маму, а мама навсегда с чудом детей, а мужья и герои — вопрос ко мне, как к режиссеру.
Остальное — на сцене»
Постановщики
Музыкальный руководитель
Дирижер
Антон Адасинский
Режиссер-постановщик
Ольга Власова
Хормейстер-постановщик, дирижер
Павел Семченко
Художник-постановщик
Алексей Хорошев
Художник по свету