17 октября 2019
19 октября 2019
20 октября 2019
23 октября 2019
25 октября 2019
02 ноября 2019
07 ноября 2019
10 ноября 2019
12 ноября 2019
13 ноября 2019
16 ноября 2019
19 ноября 2019
20 ноября 2019
22 ноября 2019
23 ноября 2019
24 ноября 2019
30 ноября 2019
Журнал
  • Октябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
  • Ноябрь
22.06.2012
Пермский театр оперы и балета представил новый фирменный стиль театра от дизайнера Елены Китаевой

Сегодня, 22 июня, состоялась презентация нового фирменного стиля Пермского академического театра оперы и балета. С 1 июля театр приступит к внедрению в жизнь нового оформления: начиная с официальных бланков и афиш и заканчивая навигацией внутри театрального здания.  

В середине прошлого сезона новое художественное руководство театра во главе с Теодором Курентзисом обозначило планы и художественную политику театра. Среди многих амбициозных целей, которые были намечены, одной из важнейших являлось продвижение театра в ряд крупнейших цитаделей оперного и балетного искусства в мире. Высочайшая репутация балетной труппы и новации в области оперы давно вывели Пермский театр оперы и балета в пятерку сильнейших музыкальных театров страны. Однако удаленность от столиц, некоторая исторически присущая городу закрытость и кабальные гастрольные контракты из 90-х оказались препятствием на пути театра к заслуженной международной известности.

С художественной точки зрения, за прошедший сезон и оперной, и балетной труппе, как и оркестру и хору MusicAeterna, удалось прорвать плотину международного скепсиса. Громкие премьеры, интернет-трансляции на аудиторию в десятки тысяч зрителей, и, наконец, записи на международных лейблах-гигантах подтвердили реальность громких обещаний.

За этот сезон резко улучшили свое полиграфическое и содержательное качество театральные буклеты к премьерам, получили новые дизайнерские оболочки и конкурс «Арабеск», которому в 2012 году было присвоено имя Екатерины Максимовой, и Дягилевский фестиваль. Настало время и всему театру в целом получить достойное дизайнерское оформление, сообразное его творческим успехам.

Работа над новым фирменным стилем продолжалась больше года. Слишком много факторов требовалось учесть, чтобы новый стиль отражал все лучшее, что уже было сделано театром, и ту специфику, которую привнес в пермскую музыкальную среду Теодор Курентзис. Поэтому Пермский центр развития дизайна (ПЦРД) по государственному заказу Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края и Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского (ПТОиБ) подготовил брендбук ПТОиБ. Разработчиком фирменного стиля выступила один из самых авторитетных дизайнеров нашей страны — Елена Китаева.

Настоящий мэтр отечественного дизайна, обладатель множества престижных наград, Елена Китаева вот уже более 10 лет занимает должность главного дизайнера телеканала «Россия-Культура». Ей как никому другому знакомы все сложности работы с академической средой, которая, с одной стороны, желает обновления, а с другой, славится своим консерватизмом. Вместе с тем именно Китаева не раз смогла убедительно показать, что и внутри академического пространства возможны оригинальные и смелые дизайнерские решения, способные убедить самую разную аудиторию. Символичным казался и тот факт в творческой биографии Елены Китаевой, что как художник она часто и успешно обращается к теме классического балета.

В процессе разработки всеми участниками процесса была также изучена и история логотипов Пермского театра оперы и балета. В итоге обнаружилось, что даже внутри одного десятилетия логотип «плавал», то обращаясь к конструктивизму и сталинскому ар-деко, то используя наборные типографские шрифты, то включая в себя графическое изображение фасада до реконструкции, то отказываясь от этого приема, а иногда он выполнялся в намеренно рукописной манере в стиле того или иного плаката. Только за ХХ век театр не раз поменял свое название, и эти изменения тоже стали источником графической неразберихи. В некотором роде только последняя фирменная группа с овальным портретом Петра Ильича Чайковского закрепилась на десятилетие.

За последние 20 лет подавляющее большинство музыкальных театров мира прошли через процесс обновления фирменного стиля. Особое внимание команды, работавшей над брендбуком, привлекли логотипы и фирменные знаки сравнительно молодых трупп, которые находятся в стремительно развивающихся в культурном смысле промышленных центрах, а также логотипы авторитетных, королевских, театров, которые пытаются переосмыслить в контексте современного дизайна стилистику барокко или ампира.

Однако уже первые эскизы показали, что прямое следование одному из этих двух направлений заводит в тупик. Барокко и ампир не отражают принципиальной ориентированности на современность, а радикальный модернизм и постконструктивизм не дают представления о 140-летней истории театра.

В итоге был разработан новый фирменный знак, отличающийся своей универсальностью и возможностью комфортно существовать в разных стилистических пространствах от барокко до постмодернизма.

До сих пор буква «О» в России ассоциируется с компанией «Опера» — популярным интернет-браузером, что довольно неожиданно и не совсем справедливо. Ни один из российских оперных театров не осмеливался приватизировать эту знаковую для оперного искусства букву в качестве логотипа. В то время как оперные театры мира облюбовали ее как лучший опознавательный знак. Ее не боятся даже те знаменитые труппы, которые в равной степени известны и как балетные дома, поскольку в западном сознании Опера — это в равной степени и балет. Одним из характерных примеров является парижская Гранд Опера.

«О» — комфортная буква как латинского, так и кириллического алфавита, подсознательно взывающая к защищенности и стабильности. Однако в случае ПТОиБ эта буква бьется на два сегмента, смещенные относительно друг друга. В этом «сдвиге» можно усмотреть несколько сюжетов: напряженный диалог традиций и современности; сочетание двух искусств — оперного и балетного; границу Европы и Азии; и, наконец, архитектурное будущее Пермской оперы, когда встык будут стоять две сцены — старинная и современная.

Этот фирменный знак может сосуществовать с логотипом во множестве геометрических сочетаний, однако остается предельно узнаваемым в любом из вариантов фирменной группы. Кроме того, один из сегментов буквы «О» может содержать в себе фотографическое изображение или разнообразные орнаменты.

Такое решение позволяет с легкостью решить дилемму, которая исторически стоит перед Пермским театром оперы и балета: это дом Дягилева или дом Чайковского? В зависимости от контекста того или иного события на лого может появиться и портрет великого композитора, и портрет великого импресарио.

Остроумным и в своем роде уникальным является и блок с открытками и афишами, на которых логотип встраивается в кадр из спектакля, визуально становясь одним из героев представления. Этот прием, а также необходимость подчеркивать особым цветом ежемесячные афиши привели к разработке сравнительно большого корпуса фирменных цветов и их сочетаний, позволяющих максимально разнообразить фирменный стиль в зависимости от характера того или иного проекта театра.

Таким же многообразием форм, цветов и фактур отличается и сувенирная продукция, без которой сейчас не может обойтись ни один всемирно известный театр.

Интерьерные решения, предложенные в новом брендбуке условно можно поделить на два раздела: предназначенные для Исторической и Новой сцены. Для нового здания по проекту Дэвида Чипперфилда Елена Китаева предложила остроумный прием прислоненных к стенам ярких навигационных панелей. Эту тенденцию можно наблюдать в самых продвинутых музеях современного искусства в Северной Европе. Для исторического здания используются более сдержанные стеклянные панели с напылением орнамента, перекликающегося с одним из вариантов фирменного знака. И только гардеробные номерки напрямую отсылают нас к форме логотипа.

Эркен Кагаров, художественный руководитель Пермского центра развития дизайна:

– Я очень рад, что у замечательного театра появился стиль. Именно стиль — не эмблема, которая только помечает афиши и программки событий, а серьезный инструмент, который поможет создать новый яркий и сильный образ. Инструмент тяжелый — распечатанный брендбук весит килограмма полтора! А серьезно — учитывающий огромное количество деталей: дизайн печатных материалов, рекламы, сувениров, множество мелочей, не всегда заметных, но создающих настроение зрителя – вплоть до гардеробных номерков, ведь театр начинается с вешалки!

Юрий Милютин, директор Пермского академического Театра-Театра:

— Искренне поздравляю коллег из Пермского академического театра оперы и балета с обретением нового имиджа. Теперь уже у двух культурных институций Перми — драматического и оперного театров  — есть свои брендбуки. Это отрадно!

В заключение имеет смысл подчеркнуть, что любой брендбук — это лишь концепт, который будет оживать в процессе его освоения Театром, и жизнь непременно внесет в него свои дизайнерские решения. Главное, что, на взгляд создателей, есть в этом фирменном стиле — это его чуткость и большие возможности отклика на быстро меняющуюся реальность ХХI века.

Смотреть краткую версию брендбука театра

поиск