10 декабря 2019
12 декабря 2019
13 декабря 2019
14 декабря 2019
15 декабря 2019
24 декабря 2019
25 декабря 2019
27 декабря 2019
28 декабря 2019
29 декабря 2019
31 декабря 2019
03 января 2020
04 января 2020
05 января 2020
18 января 2020
23 января 2020
24 января 2020
Журнал
  • Декабрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
  • Январь
22.10.2018
Искусство позднего рококо: закат просвещенного инфантилизма

Балет «Тщетная предосторожность» родился в насыщенной художественной среде. В то время как в искусстве предреволюционной Франции расцветал классицизм, получивший мощную подпитку в философии Просвещения, постановка Жана Доберваля передавала запоздалый привет рококо, но в очень своевременном демократическом изводе. Чтобы лучше понять, как воспринималась комическая история крестьянской любви в 1789 году, мы подобрали произведения, составившие эстетический контекст «Тщетной предосторожности».


ПАСТУХ И ПАСТУШКА НА ОТДЫХЕ

  • Франсуа Буше. Пастух и пастушка на отдыхе, 1761. Источник: Google Art Project
  • Антуан Ватто. Удовольствие, 1716 год. Источник: Wikimedia Commons
  • Жан-Оноре Фрагонар. Игра в жмурки, 1751. Источник: Google Art Project
  • Жан-Оноре Фрагонар. Счастливые возможности качелей, 1766. Источник: Wikimedia Commons
  • Пьер-Антуан Бодуэн. Выговор. Девушка поссорилась с матерью, 1765 (считается, что гравюра именно с этой картины вдохновила Жана Доберваля на создание балета). Источник: Paris Musées Collections

По мнению многих историков искусства, рококо не было отдельным стилем – лишь поздней разновидностью барокко. С другой стороны, это явление обросло довольно внятным ассоциативным полем, особенно заметным во французской живописи XIX века. Ленивые пикники на полотнах Антуана Ватто, портреты кокетливых дам кисти Жана Фредерика Шалля, пасторальные сценки Жан-Оноре Фрагонара, водевили на грани дурного вкуса Пьер-Антуана Бодуэна объединены духом чистого гедонизма, не стесненного ни моральными, ни даже сословными границами. В афише пермской постановки «Тщетной предосторожности» использован фрагмент картины «Пастух и пастушка на отдыхе» одного из наиболее известных представителей рококо Франсуа Буше.


РОКАЙЛЬ

  • Скульптурный орнамент. Источник: Wikimedia Commons
  • Графический орнамент. Источник: Creative Commons
  • Фрагмент рамы. Источник: Metropolitan Museum of Art / Wikimedia Commons

Именно этот орнамент дал название рококо, в переводе отсылая к «садам с искусственными скалами». Появившийся как стилизация под морские раковины в рукотворных ренессансных гротах и получивший широкое распространение в барочной архитектуре, он добрался до замков французских аристократов в виде довольно обобщенного, но непременно асимметричного и вычурного природного мотива. Если рококо — это непринужденная фантазия, вышедшая, заигравшись, за пределы самой себя, то рокайль — ее точный отпечаток.

ШАНТИЙИ

  • Спальня принца. Источник: Wikimedia Commons
  • Малый замок. Источник: Wikimedia Commons

Основанный как резиденция знатного рода Монмаранси, сегодня замок Шантийи может быть назван одной из наиболее исторически значимых и, пожалуй, красивейших достопримечательностей Франции. На территории этого архитектурно-паркового комплекса располагается Музей Конде, в коллекции которого картины Рафаэля, Боттичелли, Пуссена и других великих мастеров. Сама усадьба не без потерь пережила пять столетий, а от «галантного века» ей досталась Спальня принца в Малом замке — относительно скромный и уютный вариант захлебывающегося в роскоши стиля.

МЕЙСЕНСКИЙ ФАРФОР

  • Пишущая купчиха, 1772. Источник: Wikimedia Commons
  • Влюбленный пастух и пастушка, ок. 1738. Источник: Wikimedia Commons

Говоря о французской скульптуре той эпохи, следовало бы упомянуть работы художников больших форм, в том числе Гийома Кусту, Эдме Бушардона, Жан-Батиста Пигаля. Сочетавшие в себе академизм и сложную динамику, их творения украшали сады монархов и аристократов. Однако куда уместнее в контексте этого обзора кажутся маленькие фарфоровые фигурки от знаменитой саксонской мануфактуры, к тому времени завоевавшие, как и ажурные сервизы, гостиные по всей Европе. Глянцевые крестьянки для буфетов мелких буржуа, своего рода лубок в объеме — аналогии с балетом Доберваля возникают здесь сами собой.

ЮЛИЯ, ИЛИ НОВАЯ ЭЛОИЗА

  • Фрагмент иллюстрации из книги «Юлия, или Новая Элоиза», издание 1770-х годов. Источник: University of Toronto
  • Фрагмент иллюстрации из книги «Юлия, или Новая Элоиза», издание 1770-х годов. Источник: University of Toronto

В литературе особую популярность к концу XVIII века получил жанр сентиментального романа. Одним из самых громких бестселлеров в этой нише оказалась «Юлия, или Новая Элоиза» Жан-Жака Руссо, которая задала в среде просвещенных читателей моду на сельскую тему. Хотя трагическая история любви Юлии д’Этанж и Сен-Прё имеет мало общего с линией Лизы и Колена из «Тщетной предосторожности», именно гуманист Руссо смог создать живых героев, вызывающих сочувствие независимо от их общественного положения. Кроме того, Николай Карамзин, написавший свою «Бедную Лизу» с оглядкой именно на «Новую Элоизу», подсказал просвещенной России, что «и крестьянки любить умеют».



Премьерные показы балета «Тщетная предосторожность» в постановке Кирилла Шморгонера с участием студентов Пермского хореографического училища пройдут 1, 2, 3, 28 и 29 ноября.  
поиск