27 октября 2021
28 октября 2021
30 октября 2021
31 октября 2021
03 ноября 2021
05 ноября 2021
09 ноября 2021
12 ноября 2021
14 ноября 2021
16 ноября 2021
26 ноября 2021
27 ноября 2021
28 ноября 2021
30 ноября 2021
Журнал
  • Октябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
  • Ноябрь
26.05.2021
Белое, черное, белое. Антон Пимонов — о майской премьере и Балете Балетыче

28, 29 и 30 мая Пермский театр оперы и балета дает очередную премьеру. Точнее, сразу две. В программу вечера одноактных балетов вошли два новых спектакля: «Концерт № 5» и «Польский бал».

В преддверии этого события руководитель балетной труппы театра Антон Пимонов встретился с пермскими любителями балета. Он рассказал, почему основой всего на земле считает музыку, зачем Перми нужен «Путеводитель по балету» и каким был его путь от ансамбля «Улыбка» до премии «Золотая Маска».


I_eGLK0g.jpeg

Фото: Андрей Чунтомов


А так можно было?

Антон, как у вас появилась идея поставить балет на музыку Пятого фортепианного концерта Сергея Прокофьева?

Изначально планировался другой фортепианный концерт — Александра Черепнина. Но когда я начал работать над ним с артистами, то понял, что движения не срастаются с музыкальным материалом. Вместе с Артёмом Абашевым мы стали обсуждать другой вариант. И он посоветовал обратить внимание на Концерт № 5 для фортепиано с оркестром Прокофьева. Как только я включил первую его часть, сразу почувствовал: это нужно ставить.

Небалетная музыка для балета?

Да. Главное, чтобы твое мироощущение откликалось на тот или иной музыкальный материал, чтобы он давал тебе какие-то ассоциации. Тогда ты начинаешь дружить с музыкой и через хореографию передаёшь все это артистам.


09c661458a97c0e6f4051a3349425143.jpg

Фото: Андрей Чунтомов


Артисты могут на репетициях предлагать вам что-то свое?

Конечно. В Перми прекрасные танцовщики, у которых большой опыт работы с разными хореографами. Назову Сашу Таранова, замечательного солиста. Он всегда предлагает свои интерпретации. Этот живой процесс – бесценный. Хотя в декабре я уже поставил с пермским балетом «Озорные песни» на музыку Франсиса Пуленка, именно Концерт № 5 считаю пробой пера для себя и труппы. Тогда был камерный состав, а здесь занята вся труппа. Кроме того, ребятам пришлось учить другой хореографический язык. Все движения те же, которым обучали их в училище, но сложены они как бы в обратном порядке. Поэтому нередко вижу в их глазах вопрос: «А что, так можно было?» И для них, и для меня это — школа.

Еще одной премьерой предстоящего вечера станет «Польский бал». Кто над ним работает?

«Польский бал» — второй акт из оперы «Жизнь за царя» Михаила Глинки. Появление этого шедевра в репертуаре театра в год его 150-летия (к тому же история Пермского оперного и начиналась со спектакля «Жизнь за царя») очень символично. Это самостоятельный акт из четырёх салонных характерных танцев: полонез, краковяк, вальс, мазурка.

Балетмейстер-постановщик — солистка Мариинского театра Елена Баженова. Когда она пришла туда работать, на сцене ещё шёл этот спектакль в редакции 1939 года. То есть Лена может передать хореографию Кореня-Лопухова из ног в ноги. Как раз сейчас она вычищает с артистами все положения корпуса, рук, ног. Потому что, например, то же движение пагаля в Пермском балете делают не так, как в Мариинке. Будем делать по-петербургски, но с пермским акцентом!


83b8ebb729f9c170f715154e9bf6493b.jpg

Фото: Андрей Чунтомов

Мир спасет музыка

А есть то, что петербуржцам не грех перенять у пермяков?

Преданность традициям. Отметил это, впервые попав в Пермское хореографическое училище в 2015 году, когда меня приглашали ставить миниатюру для выпускного класса. В Петербурге, несмотря на сильную школу и сильный театр, это немножко размылось. Из-за большого количества спектаклей, текучки какие-то нюансы затираются. А в Перми это сохранилось, чему я безмерно рад.

Вы помните первый балет, увиденный в детстве?

«Жизель». Что за труппа — не помню. Бывают такие сборные труппы, устраивающие чёс по стране. Сегодня испытываю невероятную злость к подобным коллективам. И вот родители повели меня на эту несчастную «Жизель». Слава богу, спасла музыка. Кстати, красиво валяться по полу под музыку — тоже талант!

А через год, когда мне было 9 лет, мама сказала: «Всё, поехали в Ленинград, поступаем!» Я, конечно, был против. Куда, зачем? Ведь так классно гонять мяч во дворе с пацанами. Хотя танцами тогда я тоже занимался. С ансамблем народного танца «Улыбка» мы вечно плясали летом на каких-то праздниках на волгоградской набережной.

Но мама в итоге оказалась права?

Абсолютно. Спасибо ей за это. Не скрою, порой хотелось бросить балет. Помогало то, что я очень любил, люблю и, надеюсь, никогда не разлюблю музыку. Не только в танце, а как явление. Музыка спасет этот мир. Музыка, а не любовь. 

Когда вы поняли, что хотите ставить?

Невозможно захотеть ставить. Это же не в магазин пойти за хлебом. До сих пор считаю, что ковыряюсь в ногах, а не ставлю. Если человек говорит, что он хореограф и ставит балеты, то сразу — до свидания. Я не ставлю балеты. Я собираю людей на сцене под определенную музыку. Вижу, как артисты постепенно входят во вкус и начинают срастаться с нею. Простыми словами, плейлист с меня.


c8b6394dd854992f6a738361a6e95f6e.jpg

Фото: Андрей Чунтомов


Первый свой номер поставил для Кати Кондауровой, прима-балерины Мариинки. Она ходила за мной хвостом: «Антон, ты можешь! Поставь мне номер!» Что называется, доходилась. В 2013 году в «Творческой мастерской молодых хореографов» в Мариинском театре сделал миниатюру «Хореографическая игра 3x3». Через год — вторая мастерская. В 2015 году — «Ромео и Джульетта» Прокофьева в Театре балета им. Якобсона.

Откуда взялась пачка?

Можно ли сказать, что в Прокофьеве, к которому нынче вы обращаетесь уже в четвертый раз, вы нашли своего композитора?

Я бы так не говорил. Но он действительно близок мне музыкальными шуточками, которые с удовольствием переношу в движения артистов. А необыкновенная лиричность его мелодий! Правда, опыт с «Ромео и Джульеттой» оказался для меня не слишком удачным. Наверное, просто рано было браться тогда за такой большой музыкальный пласт. Сейчас? В Перми идёт прекрасная редакция Макмиллана. Пока нет необходимости.

3a4f4a638882ca54ad826b51ac46f959.jpg

Фото: Андрей Чунтомов


Многие пермяки ждут, когда в нашем театре появится балет «Спартак».

Не думаю, что для Пермского балета это важная цель. «Спартак» все-таки ближе Москве. Зачем залезать на чужую территорию? Пермский балет — не рубашка на разрыв. Это интеллигентность и школа, близкая петербургской. И вообще: если ты хочешь балет «Спартак», это значит — ты не пермяк.

Чем еще, кроме вечера балетов на музыку русских композиторов, порадуете в ближайшее время?

Размышляя, чем разбавить программу вечера, мы решили включить в нее уже идущую у нас современную постановку Дагласа Ли «Когда падал снег». Чёрный снег на чёрном фоне. Визуально это выглядит так: белое (белые декорации и яркие костюмы в «Польском бале») — черное — и снова белое (белый цвет переходит в Концерт № 5).

А в ноябре представим публике то, чего ещё не было в России, — «Путеводитель по балету». Зачем городу, где есть хореографическое училище, такой спектакль? Затем, что даже взрослые не всегда понимают, почему эта героиня делает такие движения, а тот герой — такие. Почему балерина танцует на пальцах? Откуда взялась балетная пачка? И так далее. В девяти сценах первого отделения мы расскажем и покажем базовые вещи, из которых состоит балетное искусство. А во втором — бал сказок из «Спящей красавицы». Как продолжение сцен про языки танца из первого акта.

Великолепный спектакль для семейного просмотра! А если бы в мире остался только один, самый главный балет, что это было бы, по-вашему?

Балет Балетыч — это урок классического танца.


Текст: Вера Шуваева, АиФ-Прикамье.



поиск