Польский бал из оперы М. Глинки «Жизнь за царя»
Хореография Андрея Лопухова и Сергея Кореня
«Польский бал» — так принято называть второй акт оперы «Жизнь за царя» Михаила Глинки. В основу либретто легла история начала XVII века о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина, предотвратившего ценой своей жизни гибель будущего русского царя Михаила Романова от рук поляков. Действие второго акта разворачивается в роскошном дворце польского короля Сигизмунда III, празднующего с соратниками предвкушаемую победу над русскими.
Примечательно, что до Глинки танец вводился в оперу как вставной дивертисмент из отдельных балетных номеров, не имевших так или иначе прямого отношения к действию. «Польский бал» создан композитором как цельное произведение со своей музыкальной и сюжетной драматургией, которое в системе «свое — чужое» противопоставляется миру Москвы. Возможно, поэтому «Польский бал» довольно часто называют симфонической сюитой, состоящей из четырех частей: полонеза, краковяка, вальса и мазурки.
Премьера оперы «Жизнь за царя» состоялась в Мариинском театре в 1836 году, а в 1939-м в обновленном виде она была поставлена сразу в Большом театре и Ленинградском (Мариинском) театре оперы и балета. Танцы польского бала для московского спектакля тогда сочинил Ростислав Захаров, один из авторов балета «Бахчисарайский фонтан», а для ленинградского — выдающиеся характерные танцовщики Сергей Корень и Андрей Лопухов.
Выбор «Польского бала» для премьеры в год 150-летия Пермского театра не случаен. Именно со спектакля «Жизнь за царя» Глинки ведет свою историю Пермская опера. Над воссозданием хореографии Кореня—Лопухова работает солистка Мариинского театра Елена Баженова. Художник-постановщик пермской премьеры — Альона Пикалова, художник по костюмам — Татьяна Ногинова.
Постановщики
Музыкальный руководитель постановки
Балетмейстер-постановщик
Художник-постановщик
Художник по костюмам
Художник по свету
Светлана Нечаева
Ассистент художника-постановщика