01 декабря 2022
Сегодня
03 декабря 2022
04 декабря 2022
07 декабря 2022
09 декабря 2022
10 декабря 2022
11 декабря 2022
12 декабря 2022
13 декабря 2022
14 декабря 2022
16 декабря 2022
17 декабря 2022
18 декабря 2022
21 декабря 2022
22 декабря 2022
25 декабря 2022
27 декабря 2022
28 декабря 2022
29 декабря 2022
30 декабря 2022
31 декабря 2022
01 января 2023
02 января 2023
03 января 2023
04 января 2023
05 января 2023
06 января 2023
07 января 2023
08 января 2023
11 января 2023
12 января 2023
13 января 2023
14 января 2023
15 января 2023
18 января 2023
19 января 2023
21 января 2023
22 января 2023
28 января 2023
29 января 2023
31 января 2023
Журнал
  • Декабрь
    01
  • Январь
24.10.2022
Мировые премьеры в Перми. В чем секрет балетной «тройчатки»? Аргументы и Факты

В Пермской опере 21-23 октября прошли премьерные показы балетного вечера «Севагин /Самодуров/Пимонов».

Первая в нынешнем сезоне премьера объединила новые работы руководителей трех ведущих балетных компаний России. Максим Севагин возглавляет балетную труппу Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко (Москва); Вячеслав Самодуров — худрук «Урал Балета» (Екатеринбург); Антон Пимонов — руководитель Пермского балета. Подробности — в материале perm.aif.ru.


AND_2632.jpg

Фото: Андрей Чунтомов


Ода балету

«Главная идея этого проекта — показать, что театр живет. Что он выпускает новые балеты, заказывает новую музыку композиторам и новую хореографию балетмейстерам, — поделился с журналистами перед премьерой вечера его идейный вдохновитель Антон Пимонов. — А концепция наша очень проста: три названия, три хореографа, три компании, три настроения».

Настроение вообще важнейшая штука, когда речь идет о бессюжетном танце. Ни в одном из спектаклей проекта «Севагин/Самодуров/Пимонов» нет сюжетной истории. Но настроение на сцене в любом случае передается зрителям. Рождает у них какие-то ассоциации и параллели. Подталкивает к размышлениям: что хотел сказать этим хореограф, насколько это ново или, наоборот, узнаваемо.

Максим Севагин, самый молодой из трио (и, к слову, самый молодой руководитель балетной труппы в России — ему 24 года!), превратил свой спектакль «В темных образах» в своеобразную оду балету. В признание в любви к нему. 

«В Академии им. Вагановой я рос на шедеврах классики: «Лебединое озеро», «Жизель», «Баядерка», — рассказывает он. — Знаменитые лебединые руки и другие прекрасные образы для меня словно образы из далекого прошлого, которое уже в темноте. Но именно они вдохновляли в работе над новым спектаклем. Помогали, используя академическую балетную лексику, выходить за ее рамки».

Пространство балета Севагина — «черное ничто». (Художником-постановщиком всего проекта традиционно выступает Альона Пикалова). Пустая сценическая коробка заполнена темными силуэтами танцовщиков, и лишь монохромный свет проявляет их тела. Дуэт, квартет, трио — символические построения, выражающие совершенно разную природу отношений. И всё это на фоне потрясающей, очень дансантной музыки струнных концертов Антонио Вивальди.


AND_3581.jpg

Фото: Андрей Чунтомов


Переиграли, но не проиграли

Соавторами Вячеслава Самодурова (балет Ultima Thule) и Антона Пимонова (балет «Арктика») стали современные российские композиторы — Владимир Раннев из Санкт-Петербурга и Антон Светличный из Ростова-на-Дону. Оба создавали свою музыку специально для этого проекта, по заказу нашего театра. Причем сотрудничество с балетом у обоих случилось впервые.

«Нам удалось в кратчайшие сроки собрать невероятную команду, состоящую сплошь из «первых лиц» отечественного музыкального театра, — говорит Антон Пимонов. — Безусловно, музыка является таким же полноценным участником этого вечера, как и хореография. И я горжусь, что в Перми прошли две мировые премьеры».

А ведь еще в январе-феврале программа вечера виделась худруку Пермского балета совсем другой. Он планировал «тройчатку», состоящую из одноактных балетов Джерома Роббинса и Уильяма Форсайта, а также его собственной постановки на музыку американского минималиста Стива Райха. Однако известные политические события нарушили связи с западными фондами, и пришлось срочно перестраиваться.
«Мы переиграли эту историю. Но в итоге ничуть не проиграли», — считает худрук.

Более того, в чем-то удалось даже не слишком далеко уйти от первоначального замысла. Так, по признанию Антона Светличного, первые две части его партитуры «отдают Райху достаточно очевидную дань». В целом же «Арктика» многомерна и разнохарактерна, со своей интонацией, ритмом и динамикой в каждой части. И да, название этого спектакля родилось из попытки Светличного и Пимонова соотнести его с эстетикой декораций: после «черного кабинета» в балетах Севагина и Самодурова здесь белое пространство с желтым, красным и синим кругами на заднике. Своего рода оптический эффект, имеющий место в северных широтах.

Что касается исполнителей, то лицом проекта, судя по афише, являются ведущие солисты труппы Булган Рэнцэндорж и Кирилл Макурин. Но и Диана Куцбах, и Георгий Еналдиев, и Виктория Снигур, и Александр Таранов заняты как минимум в двух спектаклях.

Многие в один вечер танцевали одно, во второй — другое, в третий — третье. Танцевали, восхищая зрителей своей молодостью. Радуя настроением и отличной выучкой (хотя в некоторых эпизодах синхронности и чистоты линий пока не хватало). Поражая немыслимой скоростью. И не только в балете Ultima Thule (в переводе с латыни — крайний предел чего-либо), в котором герои мчатся сквозь сцену буквально на пределе человеческих сил.

«Спасибо любимому театру за такой неожиданный вечер балетов!», «Это было волнующе, разнообразно и очень свежо», «Прекрасные спектакли, рекомендую к просмотру» — вот лишь несколько зрительских откликов в соцсетях после премьеры. А это значит, что балетная «тройчатка» сработала!

Текст: Вера Шуваева, Аргументы и Факты

поиск