В Пермской опере 21−23 октября прошли премьерные показы балетного вечера «Севагин /Самодуров/Пимонов».
Первая в нынешнем сезоне премьера объединила новые работы руководителей трех ведущих балетных компаний России. Максим Севагин возглавляет балетную труппу Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко (Москва); Вячеслав Самодуров — худрук «Урал Балета» (Екатеринбург); Антон Пимонов — руководитель Пермского балета. Подробности — в материале perm.aif.ru.
Фото: Андрей Чунтомов
Ода балету
«Главная идея этого проекта — показать, что театр живет. Что он выпускает новые балеты, заказывает новую музыку композиторам и новую хореографию балетмейстерам, — поделился с журналистами перед премьерой вечера его идейный вдохновитель Антон Пимонов. — А концепция наша очень проста: три названия, три хореографа, три компании, три настроения».
Настроение вообще важнейшая штука, когда речь идет о бессюжетном танце. Ни в одном из спектаклей проекта «Севагин/Самодуров/Пимонов» нет сюжетной истории. Но настроение на сцене в любом случае передается зрителям. Рождает у них какие-то ассоциации и параллели. Подталкивает к размышлениям: что хотел сказать этим хореограф, насколько это ново или, наоборот, узнаваемо.
Максим Севагин, самый молодой из трио (и, к слову, самый молодой руководитель балетной труппы в России — ему 24 года!), превратил свой спектакль «В темных образах» в своеобразную оду балету. В признание в любви к нему.
«В Академии им. Вагановой я рос на шедеврах классики: „Лебединое озеро“, „Жизель“, „Баядерка“, — рассказывает он. — Знаменитые лебединые руки и другие прекрасные образы для меня словно образы из далекого прошлого, которое уже в темноте. Но именно они вдохновляли в работе над новым спектаклем. Помогали, используя академическую балетную лексику, выходить за ее рамки».
Пространство балета Севагина — «черное ничто». (Художником-постановщиком всего проекта традиционно выступает Альона Пикалова). Пустая сценическая коробка заполнена темными силуэтами танцовщиков, и лишь монохромный свет проявляет их тела. Дуэт, квартет, трио — символические построения, выражающие совершенно разную природу отношений. И всё это на фоне потрясающей, очень дансантной музыки струнных концертов Антонио Вивальди.
Фото: Андрей Чунтомов
Переиграли, но не проиграли
Соавторами Вячеслава Самодурова (балет Ultima Thule) и Антона Пимонова (балет «Арктика») стали современные российские композиторы — Владимир Раннев из Санкт-Петербурга и Антон Светличный из Ростова-на-Дону. Оба создавали свою музыку специально для этого проекта, по заказу нашего театра. Причем сотрудничество с балетом у обоих случилось впервые.
«Нам удалось в кратчайшие сроки собрать невероятную команду, состоящую сплошь из „первых лиц“ отечественного музыкального театра, — говорит Антон Пимонов. — Безусловно, музыка является таким же полноценным участником этого вечера, как и хореография. И я горжусь, что в Перми прошли две мировые премьеры».
А ведь еще в январе-феврале программа вечера виделась худруку Пермского балета совсем другой. Он планировал «тройчатку», состоящую из одноактных балетов Джерома Роббинса и Уильяма Форсайта, а также его собственной постановки на музыку американского минималиста Стива Райха. Однако известные политические события нарушили связи с западными фондами, и пришлось срочно перестраиваться.
«Мы переиграли эту историю. Но в итоге ничуть не проиграли», — считает худрук.
Более того, в чем-то удалось даже не слишком далеко уйти от первоначального замысла. Так, по признанию Антона Светличного, первые две части его партитуры «отдают Райху достаточно очевидную дань». В целом же «Арктика» многомерна и разнохарактерна, со своей интонацией, ритмом и динамикой в каждой части. И да, название этого спектакля родилось из попытки Светличного и Пимонова соотнести его с эстетикой декораций: после «черного кабинета» в балетах Севагина и Самодурова здесь белое пространство с желтым, красным и синим кругами на заднике. Своего рода оптический эффект, имеющий место в северных широтах.
Что касается исполнителей, то лицом проекта, судя по афише, являются ведущие солисты труппы Булган Рэнцэндорж и Кирилл Макурин. Но и Диана Куцбах, и Георгий Еналдиев, и Виктория Снигур, и Александр Таранов заняты как минимум в двух спектаклях.
Многие в один вечер танцевали одно, во второй — другое, в третий — третье. Танцевали, восхищая зрителей своей молодостью. Радуя настроением и отличной выучкой (хотя в некоторых эпизодах синхронности и чистоты линий пока не хватало). Поражая немыслимой скоростью. И не только в балете Ultima Thule (в переводе с латыни — крайний предел чего-либо), в котором герои мчатся сквозь сцену буквально на пределе человеческих сил.
«Спасибо любимому театру за такой неожиданный вечер балетов!», «Это было волнующе, разнообразно и очень свежо», «Прекрасные спектакли, рекомендую к просмотру» — вот лишь несколько зрительских откликов в соцсетях после премьеры. А это значит, что балетная «тройчатка» сработала!
Текст: Вера Шуваева, Аргументы и Факты