26 апреля 2024
Сегодня
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    26
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
20.03.2020
ОДИН НА ОДИН. Пермский театр оперы и балета запускает антикарантинный проект

Пермская опера запускает новый проект «Один на один». В ситуации, когда из-за распространения коронавируса в мире театр значительно ограничен в своей работе, он находит новые формы взаимодействия с публикой. С конца марта на спектаклях, которые транслируются через интернет, сможет присутствовать один зритель, для которого, единственного в зале, будут играть артисты и музыканты.

На минувшей неделе по новостным лентам и социальным сетям разошлась фотография из берлинской Государственной оперы: в оркестровой яме — музыканты берлинской Штаатскапеллы, за дирижерским пультом — маэстро Даниэль Баренбойм, за его спиной — зияющий пустотой зрительный зал. Премьера новой постановки «Кармен» Жоржа Бизе открыла новую эпоху в истории мирового театра — эпоху онлайн-спектаклей, собирающих десятки и сотни тысяч зрителей со всего мира, но исполняемых при пустом зале.

Театры и концертные залы в России и за рубежом один за другим уходят в виртуальную реальность, не позволяя культурной жизни прерываться даже в самых непростых обстоятельствах. Такие прямые трансляции бьют рекорды просмотров и привлекают повышенное внимание международной аудитории — но одновременно заставляют задуматься о природе театра как вида искусства.

Театр — это в первую очередь пространство диалога, коммуникации, контакта. Зритель является таким же полноправным соавтором спектакля, как певец, дирижер и режиссер — театральное событие формирует их встреча с аудиторией. Неслучайно одним из ключевых понятий современной науки о театре стал термин «петля ответной реакции», введенный немецким теоретиком Эрикой Фишер-Лихте. «Петля ответной реакции» связывает действия артистов и отклик зрителей в единое художественное поле, в акт сотворчества, в магическое «здесь и сейчас».

Полноценный спектакль не может состояться без участия публики. Но что произойдет, если в зрительном зале будет присутствовать хотя бы один человек?

Оставаясь верной мысли о том, что театр — это территория художественного и социокультурного эксперимента, Пермская опера отвечает на вызовы времени запуском проекта «Один на один», инициатором которого выступил главный режиссер театра Марат Гацалов. С конца марта на всех спектаклях, которые будут транслироваться Пермской оперой онлайн в прямом эфире, будет присутствовать один зритель.

Один человек — это уже публика? Как его присутствие повлияет на работу сотен человек, принимающих участие в проведении спектакля? Окажется ли этого достаточно для того, чтобы «петля ответной реакции» возникла — и спектакль как коммуникативный акт все-таки состоялся? Попытка найти ответы на эти вопросы — ключевая задача проекта «Один на один».

Марат Гацалов, главный режиссер Пермского театра оперы и балета:

— Природа театра заключается во взаимодействии зрителя и артистов на сцене. Чтобы в сегодняшней ситуации сохранить эту связь, мы придумали проект, аналогов которому, насколько я знаю, еще не было в истории театра. Мы будем приглашать на спектакли одного зрителя, выбранного методом лотерейного отбора из числа зарегистрировавшихся на спектакль. В идее проекта «Один на один» отражено наше отношение к зрителю: мы готовы играть спектакли и для одного человека, потому что по большому счету для создания поля творчества один зритель равен по своей ценности полному залу.

В ближайшее время театр начнет принимать заявки от тех, кто хотел бы получить уникальную возможность стать единственным зрителем в зале. Правила участия можно будет найти на сайте и в соцсетях театра. Один из артистов перед показом из числа заявившихся будет методом розыгрыша выбирать того, кто сможет оказаться в зале.

Расписание онлайн-трансляций спектаклей, на которых сможет присутствовать один зритель, появится на сайте театра. Чтобы соблюсти меры безопасности в период карантина, зрителя перед входом в зал будет осматривать врач.

поиск