27 сентября 2022
28 сентября 2022
29 сентября 2022
30 сентября 2022
01 октября 2022
02 октября 2022
05 октября 2022
06 октября 2022
08 октября 2022
09 октября 2022
12 октября 2022
13 октября 2022
21 октября 2022
22 октября 2022
23 октября 2022
26 октября 2022
30 октября 2022
01 ноября 2022
02 ноября 2022
04 ноября 2022
05 ноября 2022
06 ноября 2022
07 ноября 2022
10 ноября 2022
18 ноября 2022
19 ноября 2022
20 ноября 2022
23 ноября 2022
24 ноября 2022
26 ноября 2022
27 ноября 2022
30 ноября 2022
01 декабря 2022
03 декабря 2022
04 декабря 2022
07 декабря 2022
09 декабря 2022
10 декабря 2022
11 декабря 2022
12 декабря 2022
13 декабря 2022
16 декабря 2022
17 декабря 2022
18 декабря 2022
21 декабря 2022
22 декабря 2022
24 декабря 2022
25 декабря 2022
27 декабря 2022
28 декабря 2022
29 декабря 2022
30 декабря 2022
31 декабря 2022
Журнал
  • Сентябрь
    26
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
20.03.2020
ОДИН НА ОДИН. Пермский театр оперы и балета запускает антикарантинный проект

Пермская опера запускает новый проект «Один на один». В ситуации, когда из-за распространения коронавируса в мире театр значительно ограничен в своей работе, он находит новые формы взаимодействия с публикой. С конца марта на спектаклях, которые транслируются через интернет, сможет присутствовать один зритель, для которого, единственного в зале, будут играть артисты и музыканты.

На минувшей неделе по новостным лентам и социальным сетям разошлась фотография из берлинской Государственной оперы: в оркестровой яме — музыканты берлинской Штаатскапеллы, за дирижерским пультом — маэстро Даниэль Баренбойм, за его спиной — зияющий пустотой зрительный зал. Премьера новой постановки «Кармен» Жоржа Бизе открыла новую эпоху в истории мирового театра — эпоху онлайн-спектаклей, собирающих десятки и сотни тысяч зрителей со всего мира, но исполняемых при пустом зале.

Театры и концертные залы в России и за рубежом один за другим уходят в виртуальную реальность, не позволяя культурной жизни прерываться даже в самых непростых обстоятельствах. Такие прямые трансляции бьют рекорды просмотров и привлекают повышенное внимание международной аудитории — но одновременно заставляют задуматься о природе театра как вида искусства.

Театр — это в первую очередь пространство диалога, коммуникации, контакта. Зритель является таким же полноправным соавтором спектакля, как певец, дирижер и режиссер — театральное событие формирует их встреча с аудиторией. Неслучайно одним из ключевых понятий современной науки о театре стал термин «петля ответной реакции», введенный немецким теоретиком Эрикой Фишер-Лихте. «Петля ответной реакции» связывает действия артистов и отклик зрителей в единое художественное поле, в акт сотворчества, в магическое «здесь и сейчас».

Полноценный спектакль не может состояться без участия публики. Но что произойдет, если в зрительном зале будет присутствовать хотя бы один человек?

Оставаясь верной мысли о том, что театр — это территория художественного и социокультурного эксперимента, Пермская опера отвечает на вызовы времени запуском проекта «Один на один», инициатором которого выступил главный режиссер театра Марат Гацалов. С конца марта на всех спектаклях, которые будут транслироваться Пермской оперой онлайн в прямом эфире, будет присутствовать один зритель.

Один человек — это уже публика? Как его присутствие повлияет на работу сотен человек, принимающих участие в проведении спектакля? Окажется ли этого достаточно для того, чтобы «петля ответной реакции» возникла — и спектакль как коммуникативный акт все-таки состоялся? Попытка найти ответы на эти вопросы — ключевая задача проекта «Один на один».

Марат Гацалов, главный режиссер Пермского театра оперы и балета:

— Природа театра заключается во взаимодействии зрителя и артистов на сцене. Чтобы в сегодняшней ситуации сохранить эту связь, мы придумали проект, аналогов которому, насколько я знаю, еще не было в истории театра. Мы будем приглашать на спектакли одного зрителя, выбранного методом лотерейного отбора из числа зарегистрировавшихся на спектакль. В идее проекта «Один на один» отражено наше отношение к зрителю: мы готовы играть спектакли и для одного человека, потому что по большому счету для создания поля творчества один зритель равен по своей ценности полному залу.

В ближайшее время театр начнет принимать заявки от тех, кто хотел бы получить уникальную возможность стать единственным зрителем в зале. Правила участия можно будет найти на сайте и в соцсетях театра. Один из артистов перед показом из числа заявившихся будет методом розыгрыша выбирать того, кто сможет оказаться в зале.

Расписание онлайн-трансляций спектаклей, на которых сможет присутствовать один зритель, появится на сайте театра. Чтобы соблюсти меры безопасности в период карантина, зрителя перед входом в зал будет осматривать врач.

поиск