3, 4 и 5 апреля в Пермской опере состоится вторая балетная премьера сезона — главный балетмейстер театра Алексей Мирошниченко представит свою версию «Шахерезады»на музыку симфонической сюиты Николая Римского-Корсакова. Хореограф вновь обратился к дягилевскому репертуару, но переосмыслил его в духе современности: в его интерпретации классический сказочный сюжет о девушке редкой красоты и живого ума обретает реальные исторические формы.
Пермская версия «Шахерезады» — это балет, вдохновленный судьбой последней и единственной императрицы Ирана Фарах Пехлеви, одной из самых поразительных женщин XX века.
Алексей Мирошниченко, главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета:
— С самого начала мы понимали, что балет на эту музыку должен быть по мотивам биографии некоей выдающейся женщины. Вместе с Татьяной Ногиновой и Альоной Пикаловой мы пересмотрели множество великих имен и остановили выбор на Фарах Пехлеви. Сейчас всё выглядит так, что мы просто не могли пройти мимо нее, потому что ее жизнь похожа на сказку, и такого уже не будет.
Дочь обедневшего дворянина, она получила блестящее образование и стала самой популярной женщиной Ирана. Будучи женой Шаха, она возложила на себя ответственность за культурную и социальную жизнь страны, боролась за права женщин, популяризировала образование, покровительствовала искусству, способствовала возвращению старинных персидских раритетов. Но в ходе исламской революции 1979 года Императрица Фарах вместе с Шахом были вынуждены покинуть Иран, в который им никогда не суждено было вернуться.
Алексей Мирошниченко:
— Мы не занимаемся политикой, наш спектакль о любви, стойкости, вере, надежде, самоотдаче. Пример Фарах Пехлеви стал для нас красивым эстетическим поводом рассказать языком хореографии ее историю.
Для хореографа «Шахерезада» стала первым спектаклем, в котором он обходится без пуантного танца. Все артисты танцуют в мягких туфлях, а главная героиня — босиком.
Алексей Мирошниченко:
— Эта деталь — характеристика ее избранности и человеческой хрупкости… В этом балете нет традиционных арабских танцев, всё, что зрители увидят, сочинено по мотивам, в ассоциативном ключе, но, я надеюсь, получилось достаточно убедительно в художественных координатах спектакля.
Главные партии на премьерных показах 3 и 4 апреля исполнят прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнёва и ее постоянный партнер, танцовщик Марсело Гомес. 5 апреля на сцену выйдут звезды пермской труппы Полина Булдакова и Георгий Еналдиев.
За визуальное соответствие спектакля эпохе отвечают постоянные соавторы Алексея Мирошниченко: художник по костюмам Татьяна Ногинова, сценограф Альона Пикалова и художник по свету Алексей Хорошев. За дирижерским пультом все три дня — маэстро Артем Абашев. После премьерной серии повторный показ «Шахерезады» в этом сезоне состоится в рамках Дягилевского фестиваля 22 мая.
Премьере посвящен цикл «Лаборатории современного зрителя», который начнется 24 марта. Зрителей ждут традиционные открытые репетиции и лекции от признанных специалистов. Знаток балета, музыковед Богдан Королек расскажет об ориентальных мотивах в мировой хореографии и истории «Шахерезады», начиная с постановки Михаила Фокина. Марина Монахова, музыковед и редактор Санкт-Петербургской филармонии, прочитает лекцию о творчестве Николая Андреевича Римского-Корсакова. Кроме того, зрителей ждет крайне увлекательная встреча с публицистом, обозревателем телеканала «Дождь» и радиостанции «Коммерсантъ FM», главным редактором московского бюро русской службы «Би-би-си» (2002—2009) Константином Эггертом, на которой он расскажет о новейшей истории Ирана и исламской революции 1979 года. А для увлеченных историей Востока театр подготовил экскурсии в Краеведческий музей, на которых можно будет познакомиться с коллекцией иранского Сасанидского серебра. Зарегистрироваться на события можно уже сейчас на сайте театра.