09 февраля 2023
Сегодня
10 февраля 2023
11 февраля 2023
12 февраля 2023
15 февраля 2023
16 февраля 2023
18 февраля 2023
19 февраля 2023
22 февраля 2023
25 февраля 2023
26 февраля 2023
01 марта 2023
02 марта 2023
05 марта 2023
07 марта 2023
08 марта 2023
10 марта 2023
11 марта 2023
14 марта 2023
15 марта 2023
17 марта 2023
18 марта 2023
19 марта 2023
21 марта 2023
01 апреля 2023
02 апреля 2023
04 апреля 2023
05 апреля 2023
07 апреля 2023
08 апреля 2023
09 апреля 2023
12 апреля 2023
14 апреля 2023
15 апреля 2023
16 апреля 2023
19 апреля 2023
20 апреля 2023
22 апреля 2023
23 апреля 2023
27 апреля 2023
29 апреля 2023
30 апреля 2023
Пресса
  • Февраль
    09
  • Март
  • Апрель
15.02.2016
Ведомости: Пермская опера накостыляла Моцарту

Из трилогии опер Моцарта / да Понте, которую поставили в Перми, «Дон Жуан» оказался наименее удачным спектаклем. Режиссер Валентина Карраско сочинила концепцию в пол-абзаца, ради воплощения которой на сцене приходится громоздить целые сараи пластмассы. Аргентинская постановщица ценит природу и свободу, тогда как условности, под гнетом которых живет человечество, ей глубоко противны. С таким свежим взглядом на мир режиссер решила, что Дон Жуан должен ходить в пиджаке зеленого цвета, символизирующего естественность, – прочие же пусть будут закованы в ортопедические корсеты, распорки, бандажи, ошейники и уподоблены всецело пластмассовым манекенам, от которых только рябит в глазах. Зеленый цвет иногда проскальзывает в гардеробе женщин, которыми увлечен главный герой, – в него иногда окрашен верх Донны Анны и трусы Церлины. В эпизоде бала хор калек с костылями жестоко бьет свободолюбивую молодежь, а в финальной сцене Дон Жуан попадает ни в какой не ад, а во власть разбушевавшихся пациентов.

Конечно, эти слабые остатки образов Бунюэля и Сальвадора Дали, растиражированные во всю длину спектакля, никогда бы не удостоились внимания отборщиков фестиваля «Золотая маска», если бы они не являлись нагрузкой к музыкальной работе Теодора Курентзиса и его артистов. Мы уже не первый раз слышим «Дон Жуана» в исполнении Курентзиса в Москве – последний раз это был спектакль Большого театра в 2010 г. Теперь – результат стопроцентно аутентичный: весь оркестр играет на подходящих инструментах в требуемом строе. Драматическая партитура требует резких контрастов – в сравнении с лирической вязью, скажем, Cosi fan tutte, «Дон Жуан» звучит тревожно, хлестко, напряженно. Как всегда, группа континуо, которую ведет французский клавесинист Александр Бенуа, не только виртуозно импровизирует в речитативах, но и включается в инкрустацию арий или дуэтов: в одной из редких лирических страниц, дуэте Дон Жуана и Церлины, хаммерклавир рассыпается нежной вязью. Интернациональный оркестр звучит как сыгранный ансамбль однокашников, пусть первую скрипку зовут Афоней, а первую трубу – Жоао.
 
Нельзя сказать, чтобы все пели исключительно удачно. В целом на уровень вокальных работ не пожалуешься, но в голосе Симоне Альбергини (Дон Жуан) проскальзывал простоватый тембр, Гвидо Локонсоло (Лепорелло) порой сбивался с голоса в верхнем регистре, Виктор Шаповалов (Мазетто) не справлялся с темпом, а Борис Рудак (Дон Оттавио), кажется, был простужен – его первую арию вообще отменили, а надо было бы и вторую. Из мужчин только Мика Карес (Командор) доложил свою партию красиво и звучно. А вот женские работы были на высоте, причем две из них принадлежат пермским артисткам. Это и есть один из результатов работы в Перми Теодора Курентзиса, которого порой несправедливо упрекают в невнимании к местным кадрам. Надежда Павлова (Донна Анна) и Наталья Кириллова (Донна Эльвира) не только выдержали напряженную тесситуру и справились со всеми фиоритурами, не только сумели насытить повторы в своих ариях богатыми вариациями, но и показали настоящий моцартовский звук – изменчивый сообразно музыке, здесь прямой и безвибратный, тут расцветающий переливчатым тембром. Не случайно именно этих двух певиц эксперты «Золотой маски» отметили персональными номинациями, наряду с самим Курентзисом. Но была мила и точна и их греко-германская товарка – Фани Антонелу в партии Церлины.
 

В этом году ожидается выход последнего диска оперной трилогии, которую Курентзис записал для Sony Classical. Это будет именно «Дон Жуан». По счастью, в аудиоварианте шедевр Моцарта / да Понте будет лишен как сюрреалистических, так и ортопедических коннотаций, а выражению свободолюбия не понадобятся зеленые трусы.

Петр Поспелов | Ведомости

поиск