25 апреля 2024
Сегодня
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Пресса
  • Апрель
    25
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
25.03.2013
NewsKo: Оперно-балетное покорение Москвы

Пермский театр оперы и балета стал источником главной интриги нынешней «Золотой маски». Дело в том, что в истории этой национальной российской театральной премии не было случая, чтобы один и тот же человек получил две «Маски» в один год. Художественный руководитель пермской оперы Теодор Курентзис может стать первым: у него одного  — четыре дирижёрских номинации (по две в опере и в балете)! А всего у Пермского театра оперы и балета  — 16 номинаций (10 в опере и шесть в балете). Никто уже не волнуется, как в былые годы, получит или не получит театр главную в России профессиональную награду. Все пытаются лишь угадать, сколько их будет.

Оперные спектакли  — Cosi fan Tutte («Так поступают все женщины») Моцарта и MedeaMaterial Паскаля Дюсапена  — пермяки показали в Москве ещё в феврале. А 19 и 20 марта показывали балеты  — «Свадебку» и вечер одноактных балетов «В сторону Дягилева», из которых в номинации попал один  — «Шут» на музыку Прокофьева в постановке главного балетмейстера театра Алексея Мирошниченко.

Те, кто прогуливался в эти дни по саду «Эрмитаж», наблюдали классическую театральную картинку: к каждому, кто направлялся ко входу в театр «Новая опера», бросались желающие купить лишний билетик. Бывший пермяк, радиожурналист Владимир Дрозд рассказал, что купить билет в кассах «Золотой маски» было нереально, нужно было искать связи, махать журналистским удостоверением и настаивать. Даже ходили слухи, что пермский театр сам скупил все билеты, чтобы рассадить «нужных людей». Короче, аншлаг и ажиотаж.

Насчёт утверждения, что «театр сам скупил все билеты»,  — неправда: администрация фестиваля выделила пермякам 67 мест в зале, на которые нужно было рассадить около 130 нужных и просто уважаемых людей, друзей театра. Приходилось выкручиваться, а исполнительному директору Анатолию Пичкалёву места в зале не досталось, оба вечера он простоял за сценой.

Интерес, который пермяки вызвали у столичной публики, был во многом музыкально-профессиональный: собирались композиторы, чтобы оценить сочинение своего коллеги Владимира Николаева «Геревень», написанное в пару к «Свадебке» Стравинского; музыканты-исполнители стремились «на Курентзиса», как и многие другие зрители,  — оказывается, в Москве у него есть фанатское лобби не хуже, чем в Перми; собирались и «звёзды» балета.

Диана Вишнёва прибыла в компании одного из попечителей Мариинского театра, который привёз её в Москву на личном самолёте. В кулуарах ходили слухи, что Вишнёва надеется переманить в Санкт-Петербург Алексея Мирошниченко.

Экстравагантным и в то же время холёным видом выделялся гуру отечественного композиторского цеха Эдуард Артемьев. Пианисты-виртуозы собрались целым цехом  — Михаил Мордвинов, Антон Батагов, Полина Осетинская. Осетинская пропустила первое отделение балетного вечера «В сторону Дягилева», когда дирижировал Валентин Урюпин, и пришла точно на «Шута», вернее, «на Курентзиса». Она устроилась в первых рядах и постоянно привставала, стараясь заглянуть в оркестровую яму и разглядеть дирижёра.

Оба вечера в зале дежурили все главные балетные критики столицы, несмотря на то что большинство из них уже побывали на премьерах в Перми. В перерывах собирались стайкой и делились впечатлениями.

VIP’ы из бизнеса и политики тоже шли охотно, а не отделывались, как это часто бывает в Перми, получением пригласительного билета, чтобы потом оставить в зале пару свободных мест для пронырливых безбилетников. Нелли Алекперова, сестра президента компании ЛУКОЙЛ и глава благотворительного фонда, так впечатлилась «Свадебкой», что пришла и на второй вечер  — «В сторону Дягилева».

Так же поступил и бывший сенатор от Пермского края Сергей Гордеев. В кулуарах он привычно восхищался Пермью и выражал опасения по поводу судьбы пермских «культурных строек». По словам Гордеева, он не намерен передавать Пермскому краю проект реконструкции речного вокзала для Музея современного искусства PERMM, пока у него не будет твёрдой уверенности, что здание будет реконструировано достаточно качественно и впоследствии станет использоваться именно так, как предполагали проектировщики. Чтобы развеять все сомнения, Гордеев надеется получить твёрдые обязательства от губернатора Виктора Басаргина.

Не меньшую озабоченность у экс-сенатора вызывает и реконструкция здания Пермского театра оперы и балета. По его словам, «это очень сложная и масштабная стройка, Пермский край её может не потянуть».

Оба балетных вечера прошли почти блестяще. Порадовал «Киев модерн-балет», который составил пару пермскому балету в совместном проекте «Свадебка»  — «Геревень»: киевляне танцевали «Геревень» в постановке Раду Поклитару гораздо чётче и темпераментнее, чем на премьере в Перми. А вот «козырная», всеми столь любимая «Свадебка» выглядела, напротив, поскромнее: не лучшим образом сказалось отсутствие Анны Поистоговой, которая предпочла национальной театральной премии рождение ребёнка. Сменившая её Инна Билаш проделывает все небанальные движения, придуманные Иржи Килианом, чётко и отточенно, но не более,  — у Поистоговой же в каждом жесте страсть кипит... Впрочем, москвичи, у которых не было материала для сравнения, сочли солистку очень милой и дружно удивлялись, почему Жених (Иван Порошин) номинирован на «Маску», а Невеста (Инна Билаш)  — нет.

Когда артисты вышли на поклон после «Свадебки», стало понятно, что не Жених и не Невеста здесь главные герои, а друг Жениха, точнее, исполнитель этой роли Александр Таранов. Телевидение  — великая сила: участник телепроекта «Большой балет» стал настоящей «звездой». Впрочем, и в «Свадебке» он прекрасно смотрелся.

Чуть позже оказалось, что и Таранов  — не главный: овации и крики «Браво!» резко возросли, когда на сцену поднялся Теодор Курентзис. Казалось, что в «Новую оперу» из Перми подтянулись фанатским поездом восторженные студенты хореографического колледжа, хотя на самом деле их в зале не было  — это отборная московская публика восхищалась Курентзисом не меньше, чем пермская молодёжь. А дирижёр прямо-таки купался в овациях и так активно тянулся навстречу залу, что, казалось, совершенно забыл, что на сцене есть ещё и артисты.

Впечатление чуть смазала досадная техническая неполадка: во время поклонов занавес закрывался раз 10  — и всё невпопад. Казалось, что технический сотрудник «Новой оперы» ждёт-не дождётся, когда же можно закрыть занавес совсем и пойти покурить. Эта свистопляска с занавесом чрезвычайно раздразила Сергея Гордеева, который признался, что «не терпит таких противных мелочей».

Как оказалось на второй день, занавес  — слабое место обеих постановок: во время исполнения «Шута» Прокофьева в хореографии Алексея Мирошниченко шикарный расписной занавес — «супер», сделанный в стиле русского модерна по эскизам дягилевского художника-постановщика Михаила Ларионова,  — сломался и в один прекрасный момент отказался опускаться. Как признавался потом Алексей Мирошниченко, номинированный за «Шута» на «Маску»: «Я сначала расстроился, а потом подумал: «Ну, хорошо, он не опустился. Но ведь мог бы не подняться!»

«В сторону Дягилева» оттанцевали красиво, хотя уже чувствовалась некоторая усталость. Здесь Александр Таранов, номинированный на «Маску» за роль Шута, был уже безоговорочным фаворитом  — и заслуженно: в этом танцовщике чудесно сочетаются природная пластичность, благодаря которой кажется, что все движения он выполняет совершенно без каких-либо усилий, и артистизм, делающий его жуликоватого героя таким обаятельным.

Однако даже телегерой Таранов не смог затмить звёздного дирижёра: самое большое количество криков «Браво!» опять-таки собрал Теодор Курентзис.

Парад пермяков на «Золотой маске» ещё не завершён: 26 марта Театр-Театр представляет мюзикл «Алые паруса». Имена лауреатов национальной театральной премии будут названы 16 апреля. 

Юлия Баталина | NewsKo.ru

поиск