Кропотливый «Фигаро» на краю Сибири
Город Пермь в центральной части России, расположенный глубоко в Уральских горах, вряд ли является местом, исторически предназначенным для исполнения Моцарта. Город Пермь, расположенный в 700 милях к востоку от Москвы, более известен за химическое производство и производство оружия и претендует на особенно темное наследие Советской эпохи: сеть лагерей (некоторые до сих пор функционируют), известные за свои суровые условия. Одна из участниц феминистской панк группы Pussy Riot недавно провела два года там, где температура доходит до минус 60 градусов по Фаренгейту каждую зиму.
Ничего из этого, похоже, не беспокоит молодого дирижера, который стал художественным руководителем Пермского театра оперы и балета в 2011 году. Его приезд ознаменовал часть честолюбивой попытки миллионного города заново стать культурным центром, путем инвестирования в искусство. Курентзис добивался особого акцента на операх Моцарта — редко являющихся основным продуктом русской театральной традиции — запустив в этом году цикл записей трех опер Моцарта для Sony Classical: «Свадьба Фигаро», Cosi fan tutte и «Дон Жуан» в 2015 году.
Курентзис привлек некоторое внимание своим необщепринятым методом репетиций, и, например, записывающая сессия «Фигаро» длилась до 14 часов в день в течение 11 дней и ночей. «Во-первых, у нашего оркестра нет никаких профсоюзов», — сказал Курентзис, с явной гордостью. «У нас, в некотором смысле, художественная коммуна. Мы работаем по вдохновению. Мы решаем, сколько концертов мы играем и сколько репетиций проводим. Как только мы определяемся с примерным расписанием, оно может удвоиться или, наоборот, сократиться».
Рожденный в Греции, часто в черных одеяниях, Курентзис хвалится, что однажды посвятил целый день работе над одной арией и заставил солистку прилететь обратно в Пермь после того, как решил доработать арию, прослушав ее запись. Дирижер настаивает на том, что он не музыкальный надзиратель, но просто хочет добраться ближе к сути того, что задумывал Моцарт. Среди его претензий: певцы с большими голосами с вибрато, которые деформируют оперы композитора, придавая им нежелательную современную грань.
Методы Курентзиса преобразуются в особую легкость, живость исполнения, на основании записи «Фигаро». «Я создаю такой образ жизни, эту музыкальную обитель, потому что я искренно верю в размышления музы художника», — говорит он. «Были времена, когда мы говорили: „О, простите, мы использовали на шесть часов больше, чем выделено по графику“. Это было 4 часа утра. И никто, кстати, не жаловался».
Брайан Уайз | US Listen magazine