28 сентября 2021
29 сентября 2021
01 октября 2021
02 октября 2021
03 октября 2021
06 октября 2021
07 октября 2021
08 октября 2021
09 октября 2021
10 октября 2021
13 октября 2021
14 октября 2021
17 октября 2021
19 октября 2021
21 октября 2021
27 октября 2021
28 октября 2021
31 октября 2021
Пресса
  • Сентябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
  • Октябрь
19.03.2021
Грузите апельсины бочками. Новый компаньон

Действие происходит в исследовательском институте середины ХХ века, где толпятся лаборанты в белых халатах и строго супервайзят военные — заказчики эксперимента по созданию искусственного человека, наделённого качествами супергероя, под кодовым названием «Принц».


lyubov-k-trem-apelsinam.jpg

Фото: Андрей Чунтомов

«Любовь к трём апельсинам» (12+) Сергея Прокофьева сложно назвать мегапопулярной оперой: мелодичных арий в ней нет, много речитативов, а единственный музыкальный хит, знакомый не только записным меломанам — не вокальное произведение, а знаменитый марш. Тем не менее Пермской опере удалось показать в 2018 году и повторить в 2019-м чрезвычайно успешный концертный вариант, по-настоящему смешной, несмотря на отсутствие полноценной постановочной работы. Зрительский успех этой попытки вдохновил руководство театра на создание режиссёрской сценической версии, и (тогда ещё) генеральный директор Андрей Борисов пригласил для этого Филиппа Григорьяна — режиссёра, обладающего особой визуальной фантазией, что он неоднократно доказал работами в Перми, в том числе и в Пермском театре оперы и балета.

Григорьян задумал фантастическую комедию в духе старых фильмов — от «Аэлиты» до классического «Доктора Кто» и «Весны» с Любовью Орловой, со всеми их нелепыми гаджетами и ещё более нелепыми сюжетными хитросплетениями. Его замысел облёк в драматургическую форму Илья Кухаренко; получилось наворочено, многофигурно, но стильно.

Время действия — рубеж 1950-60-х годов — легко определить по совершенно бесспорным визуальным приметам, которые зритель фиксирует с приятным чувством узнавания культурных кодов: здесь и комиксы, и пинап, и стиляги в клетчатых пиджаках, и ранние рок-н-рольщики с набриолиненными коками; сложнее с местом действия — казалось бы, это США (всё по тем же культурным кодам), однако интриги плетутся, как в славных советских НИИ: коллеги друг друга подсиживают, алкая высоких должностей и научной славы, а девушки озабочены ещё и поисками женихов. Что ж, в программке указано, что действие происходит в вымышленной стране, а сам Филипп Григорьян в интервью «Новому компаньону» утверждает, что время действия для него важнее географии.

На сцене многолюдно, и все персонажи не просто присутствуют и (иногда) поют, но и активно действуют. Одного просмотра мало, чтобы заметить все мини-сюжеты, возникающие в этой толпе; так, автору этих строк лишь на втором просмотре открылась линия шустрой журналистки с фотоаппаратом, которая в начале действия грубо изгоняется из института, но в финале всё же проникает в лабораторию за спинами военных, чтобы сделать сенсационные кадры с искусственным человеком.

Движение большинства персонажей безмолвное, но музыкальное, и его столько, что потребовался хореограф (Анна Абалихина) и кадровая помощь балетной труппы.


lyubov-k-trem-apelsinam (2).jpg

Фото: Андрей Чунтомов

Главные герои истории получили гораздо больше действия, чем было предусмотрено классическим либретто. Так, принцесса Нинетта, которая должна, по идее, выпасть из апельсина ближе к финалу, оказалась молодым специалистом по биотехнологиям, который на протяжении всего спектакля активно работает с искусственным человеком и совершенно очевидно испытывает к нему непрофессиональную привязанность. Понятно, что до появления апельсинов текста у Нинетты нет, так что Ольге Поповой и Наталье Кирилловой, исполняющим эту роль в разных составах, приходится в первом действии работать артистками миманса и проявлять изрядную квалификацию в сцендвижении и актёрской игре.

Коварная принцесса Клариче (Наталья Буклага) — заместитель директора института, интригантка, мечтающая занять кресло босса, в момент разоблачения устраивает сцену в духе настоящего кинобоевика: выхватывает пистолет и, держа коллег под прицелом, вызванивает (по проводному дисковому телефону, конечно) покровителя-генерала, который и выводит со сцены всю банду заговорщиков. Было бы забавно, если бы в генеральской форме вышел узнаваемый исторический персонаж, например, Никита Сергеевич Хрущёв, но появился главный хормейстер театра Евгений Воробьёв — тоже высокий чин.

Маг Челий и Фата Моргана, как и прочие герои, получили много дополнительных действий, да таких разнообразных, что не понять, враги они или благодетели. С одной стороны, они (особенно Фата Моргана) всё время вставляют палки в колёса героям. С другой — делают всё для успеха эксперимента, как и положено заслуженным деятелям науки. Маг Челий (Гарри Агаджанян и Тимофей Павленко) не зря щеголяет узнаваемой курчатовской бородой, а Фата Моргана (Лариса Келль и Анжелика Минасова) получила образ институтской старушки, которая с равным успехом может быть лауреатом Государственной премии и вездесущей уборщицей.


lyubov-k-trem-apelsinam (4).jpg

Фото: Андрей Чунтомов

Феерическую метаморфозу проделала служанка Смеральдина (Наталья Ляскова) — секретарша директора института, которого подчинённые зовут за глаза «Король» (Александр Воронов и Владимир Тайсаев). Сияющая длинноногая блондинка-кокетка с осиной талией по всем статьям превосходит лабораторную «мышь» Нинетту, так что сетования о необходимости жениться на страшной «арапке» звучат совершенно нелепо и потому особенно комично.

Ну, и, собственно, Принц — искусственный человек, при появлении которого хочется воскликнуть «Халк зол!» Борис Рудак и Сергей Кузьмин вынуждены были первую половину спектакля сидеть в каком-то автоклаве, так что видно только голову с синим лицом, а вторую половину проходили в «мускулистом» экзоскелете и золотых «суперменских» трусах.

В общем, тут есть на что посмотреть! Правда, всё так многофигурно и сложносочинённо, что, повторюсь, разобраться с первого раза нереально, тем более что действие происходит в двух реальностях — обычной и виртуальной, которая, в соответствии со стандартами старого кино, чёрно-белая. Именно в виртуальной реальности Смеральдина становится арапкой, а Нинетта — крысой. До того как расцвести от любви и стать принцессой, Нинетта — типичная офисная очкастая мышка, так что превращение в крысу лишь проявляет некоторые её качества, к тому же эта «крыса» — не мерзкий щетинистый грызун, а ещё одна икона массовой культуры ХХ века — мультяшная Минни Маус.

Необходимо поблагодарить Филиппа Григорьяна и Илью Кухаренко за гуманность: в их версии «Апельсинов» несчастные принцессы Линетта и Николетта умирают лишь виртуально.

Всё это стильно оформлено: Григорьян, который выступил ещё и в качестве художника-постановщика, и художник по костюмам Влада Помиркованая проявили изрядный вкус и сдержанность. Ничего аляповатого, никакого колористического разнобоя: у спектакля есть собственная цветовая гамма с интересными оттенками армейского зелёного и голубоватого серого. А какой прекрасный постер к спектаклю сочинил Григорьян! Рентгеновский снимок головы биоробота, где, как шестерёнки, крутятся три апельсиновых ломтика.


lyubov-k-trem-apelsinam (1).jpg

Фото: Андрей Чунтомов

И при всём этом… Спектакль не стал более смешным, живым и энергичным по сравнению с концертной версией, а некоторые эпизоды, например, презабавная сценка с Труффальдино, Кухарочкой и бантиком, так и вовсе проиграли. Если на концертном исполнении дуэт Труффальдино — Сергея Власова и Кухарочки — Гарри Агаджаняна вызвал громовой хохот в зале, то сейчас раздаётся лишь сдержанное хихиканье. Происходит какая-то интерференция смешного: сцена забавная, режиссёрское решение забавное, а комический эффект исчезает.

При этом нельзя сказать, что артисты чего-то недоигрывают, а поют так и вовсе отлично. Это тем более радует, что приглашённых исполнителей немного. Александр Воронов и Сергей Кузьмин, конечно, украсили звучание оперы, но основную нагрузку выдержали солисты постоянной труппы, большинство из которых ещё «исаакяновского призыва». Алексей Герасимов, Константин Сучков (оба исполняют роль Панталона) и Эдуард Морозов (Леандр) получили запоминающиеся, хотя и небольшие по количеству вокального материала роли, а у Сергея Власова (Труффальдино, капитан команды КВН) вообще случился бенефис. Его артистизм и прекрасная дикция во многом способствовали успеху концертной версии оперы, пригодились и на этот раз.

Оркестр под управлением главного дирижёра Артёма Абашева играл напористо, энергично, великий прокофьевский марш прозвучал чуть быстрее, чем привычно, но с соблюдением всех тонкостей и красивостей. Правда, форте были уж такие громкие, что заглушали певцов.

При всей музыкальности нового спектакля (необходимо похвалить ещё и хор — безупречно гармоничный, очень слаженный и внятный) режиссёрское начало в нём откровенно доминирует. Возможно, это случайность, а может быть и что-то вроде непреднамеренной декларации: Пермский театр оперы и балета становится режиссёрским театром, где «фирменным блюдом» будут новые прочтения современными российскими режиссёрами бесспорных, обросших тысячами постановок оперных шедевров. Ждём «Кармен» от Константина Богомолова и «Иоланту» от Марата Гацалова.

Текст: Юлия Баталина, «Новый компаньон»

поиск