Лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска»:
Лауреат премии «Акция по поддержке театральных инициатив».
Лауреат фестиваля о кино и современности «Текстура»: Гран-при в номинации «Лучший спектакль» за постановку «Экспонаты» (Вячеслав Дурненков, 2010, Прокопьевский драматический театр, Прокопьевск).
Лауреат фестиваля «Новосибирский транзит» в номинации «Лучший спектакль малой формы» за постановку «Август. Графство Осейдж» (Трейси Леттс, 2011, театр «Глобус», Новосибирск).
Лауреат Премии Кузбасса.
Удостоен гранта Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения (2012).
Лауреат фестиваля «Post факт» в номинации «Лучший спектакль большой формы» за постановку «Пьяные» (Иван Вырыпаев, 2019, Театр-Театр, Пермь).
Актер, режиссер, педагог. В 2009 году окончил режиссерский факультет Российского института театрального искусства — ГИТИС (мастерская Сергея Арцыбашева и Юрия Иоффе).
В 2009—2012 был заместителем художественного руководителя Центра драматургии и режиссуры (Москва), в 2011—2012 инициировал и руководил творческой лабораторией «Мастерская на Беговой» при ЦДР, в которой принимали участие более 50 молодых режиссеров. В 2010—2012 был главным режиссером Прокопьевского театра драмы. В 2011—2013 заведовал программой современной драматургии «Живые пространства» в рамках фестиваля «Территория». В 2012—2014 был художественным руководителем Русского театра Эстонии (Таллин). С 2013 по 2016 год работал главным режиссером Новой сцены Александринского театра в Санкт-Петербурге.
Его спектакль «Приход тела» в Центре драматургии и режиссуры был признан одной из самых громких театральных премьер сезона 2010—2011 годов.
В 2017 году Марат Гацалов совместно с дирижером Валерием Гергиевым поставил в Мариинском театре музыкальную драму «Саломея» Штрауса.
С 2019 по 2022 год — главный режиссер Пермского театра оперы и балета. В декабре 2020 года выступил режиссером гала-концерта, приуроченного к 150-летию театра. Совместно с дирижером Артемом Абашевым осуществил постановки опер «Дон Жуан» Моцарта и «Иоланта» Чайковского.