02 октября 2022
Сегодня
05 октября 2022
06 октября 2022
08 октября 2022
09 октября 2022
12 октября 2022
13 октября 2022
21 октября 2022
22 октября 2022
23 октября 2022
26 октября 2022
30 октября 2022
01 ноября 2022
02 ноября 2022
04 ноября 2022
05 ноября 2022
06 ноября 2022
07 ноября 2022
10 ноября 2022
18 ноября 2022
19 ноября 2022
20 ноября 2022
23 ноября 2022
24 ноября 2022
26 ноября 2022
27 ноября 2022
30 ноября 2022
01 декабря 2022
03 декабря 2022
04 декабря 2022
07 декабря 2022
09 декабря 2022
10 декабря 2022
11 декабря 2022
12 декабря 2022
13 декабря 2022
16 декабря 2022
17 декабря 2022
18 декабря 2022
21 декабря 2022
22 декабря 2022
24 декабря 2022
25 декабря 2022
27 декабря 2022
28 декабря 2022
29 декабря 2022
30 декабря 2022
31 декабря 2022
Люди
  • Октябрь
    02
  • Ноябрь
  • Декабрь
Владимир Васильев
Хореограф

ЗВАНИЯ И НАГРАДЫ

Народный артист СССР и России, лауреат Ленинской премии и Государственных премий СССР и РФ, лауреат премии Парижской Академии танца «Лучший танцовщик мира», профессор Российского института театрального искусства — ГИТИС, почетный профессор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Награжден высшими государственными наградами СССР и РФ, а также орденами и медалями Франции, Италии, Японии, Бразилии, Литвы, Аргентины, США, ЮНЕСКО.

БИОГРАФИЯ

Легендарный танцовщик ХХ века, названный балетными критиками мира «Богом танца», также хореограф, режиссер, педагог, актер, поэт, художник и не только: художественный дар Васильева поистине не имеет границ. В истории балета Владимир Васильев записан как один из главных его новаторов. Виртуозный исполнитель необъятного диапазона, обладающий редким даром сценического перевоплощения, он внес огромный вклад в развитие мужского классического танца. Им были созданы новые его образцы — эталоны, которые сформировали несколько артистических поколений, включая нынешнее.

Выпускник Московского хореографического училища, с 1958 по 1988 год — первый танцовщик балета Большого театра и приглашенный солист в лучших театрах мира. От первых шагов в «Шопениане» и «Каменном цветке» и до памятной «Жизели» в 1990-м в Метрополитен-опера — головокружительное восхождение к пику славы — нет в балетном мире наград, которые им не завоеваны, — от роли к роли, от балета к балету создавая неповторимый образ в каждой из своих звездных ролей: в «Коньке-Горбунке», «Петрушке», «Лауренсии», «Дон Кихоте», «Щелкунчике», «Жизели», «Ромео и Джульетте», «Спящей красавице», «Иване Грозном», «Спартаке», «Греке Зорба», «Макбете», «Голубом ангеле». На Васильева ставили выдающиеся хореографы. В их числе особое место занимает Юрий Григорович. Вершиной длительного сотворчества с ним остается Спартак — роль поистине культовая. Новые грани мастерства танцовщика открылись и в работе с Василием Вайноненом, Касьяном Голейзовским, Леонидом Лавровским, Леонидом Якобсоном, Морисом Бежаром, Роланом Пети.

«Лучше, чем он, танцевать невозможно, так же как он — трудно, а хуже — бессмысленно», — написал о Васильеве патриарх балета Петр Гусев. Каждую роль — он танцевал, а танец — играл. Естественность, искренность и достоверность его героев — невероятны. Не поверить их переживаниям — невозможно. Как невозможно представить Васильева без Максимовой. Их искусство было ясным и таинственным одновременно. В дуэте с Васильевым выступали величайшие балерины, среди которых Галина Уланова, Майя Плисецкая, Алисия Алонсо, Карла Фраччи. Но дуэт с Екатериной Максимовой до сих пор — лучший пример партнерства на сцене и в жизни, признанный Парижской Академией танца «Лучшим дуэтом мира».

С 1971 года Васильев много работает также как хореограф и режиссер. Среди пятнадцати названий балетов, поставленных им, — «Икар», «Макбет», «Анюта», «Ромео и Джульетта», «Дон Кихот», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Жизель», «Золушка», «Красный мак». Помимо Большого театра, где он поставил восемь балетов, опера «Травиата» и множество миниатюр и красочных гала. Его хореографические работы шли на оперных сценах России и мира, в числе которых: Метрополитен-опера, «Ла Скала», Римская опера, Берлинская государственная опера, «Арена ди Верона», «Театро Колон», «Сан Карло», «Токио Бунка Кайкан», Барбикан Центр. Долгой сценической жизнью отмечены драматические, оперные спектакли и фильмы с его хореографией, в которых он работал с такими мастерами, как Евгений Колобов, Мстислав Ростропович, Михаил Плетнев, Марк Захаров, Эльдар Рязанов, Франко Дзеффирелли. В 1980-е он создавал оригинальные телевизионные балеты и их версии, снимал художественные и документальные фильмы. В Государственном институте театрального искусства более десяти лет возглавлял кафедру хореографии и вел балетмейстерский курс. Многие годы избирался председателем комиссии по хореографии Союза театральных деятелей РФ и его секретарем. В 1995—2000 занимал пост художественного руководителя-директора Большого театра России, сохраняя и развивая лучшие качества и традиции родного театра.

Уход со сцены никак не повлиял на интенсивность его творческой жизни. «Я продолжаю жизни бег…» — так сказал он о себе названием одной из тридцати выставок своих живописных работ по всему миру. Человек ренессансного склада, он ставит балетные спектакли по России и всему миру, пишет к ним декорации, преподает, возглавляет жюри конкурсов, сочиняет стихи, создает живописные полотна, играет драматические роли, записывает телепрограммы и радиоспектакли. Настоящий Мастер, он творит мощно и стихийно, мечтает о новом искусстве, где в едином действии соединились бы его разные виды, куда ворвались бы мультимедийные технологии. Как пример — его недавняя постановка грандиозного действа с хором, оркестром и балетом «Даруй нам мир» по Мессе си минор Баха. В Бразилии его усилиями открыта и уже двадцать лет работает единственная балетная школа Большого театра за рубежом. Он возглавляет Фонд Галины Улановой и готовит красивые вечера ее памяти, искренне верит в добро и вверенное ему великими учителями наследие, щедро делясь им с новыми поколениями. Творческие искания Владимира Васильева нужны сегодня не меньше, чем новые манифесты: искусство, каким он владеет, скорее и глубже объясняет жизнь.

поиск