Владимир Васильев
Хореограф
Биография
Легендарный танцовщик ХХ века, названный балетными критиками мира «Богом танца», также хореограф, режиссер, педагог, актер, поэт, художник и не только: художественный дар Васильева поистине не имеет границ. В истории балета Владимир Васильев записан как один из главных его новаторов. Виртуозный исполнитель необъятного диапазона, обладающий редким даром сценического перевоплощения, он внес огромный вклад в развитие мужского классического танца. Им были созданы новые его образцы — эталоны, которые сформировали несколько артистических поколений, включая нынешнее.
Выпускник Московского хореографического училища, с 1958 по 1988 год — первый танцовщик балета Большого театра и приглашенный солист в лучших театрах мира. От первых шагов в «Шопениане» и «Каменном цветке» и до памятной «Жизели» в 1990-м в Метрополитен-опера — головокружительное восхождение к пику славы — нет в балетном мире наград, которые им не завоеваны, — от роли к роли, от балета к балету создавая неповторимый образ в каждой из своих звездных ролей: в «Коньке-Горбунке», «Петрушке», «Лауренсии», «Дон Кихоте», «Щелкунчике», «Жизели», «Ромео и Джульетте», «Спящей красавице», «Иване Грозном», «Спартаке», «Греке Зорба», «Макбете», «Голубом ангеле». На Васильева ставили выдающиеся хореографы. В их числе особое место занимает Юрий Григорович. Вершиной длительного сотворчества с ним остается Спартак — роль поистине культовая. Новые грани мастерства танцовщика открылись и в работе с Василием Вайноненом, Касьяном Голейзовским, Леонидом Лавровским, Леонидом Якобсоном, Морисом Бежаром, Роланом Пети.
«Лучше, чем он, танцевать невозможно, так же как он — трудно, а хуже — бессмысленно», — написал о Васильеве патриарх балета Петр Гусев. Каждую роль — он танцевал, а танец — играл. Естественность, искренность и достоверность его героев — невероятны. Не поверить их переживаниям — невозможно. Как невозможно представить Васильева без Максимовой. Их искусство было ясным и таинственным одновременно. В дуэте с Васильевым выступали величайшие балерины, среди которых Галина Уланова, Майя Плисецкая, Алисия Алонсо, Карла Фраччи. Но дуэт с Екатериной Максимовой до сих пор — лучший пример партнерства на сцене и в жизни, признанный Парижской Академией танца «Лучшим дуэтом мира».
С 1971 года Васильев много работает также как хореограф и режиссер. Среди пятнадцати названий балетов, поставленных им, — «Икар», «Макбет», «Анюта», «Ромео и Джульетта», «Дон Кихот», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Жизель», «Золушка», «Красный мак». Помимо Большого театра, где он поставил восемь балетов, опера «Травиата» и множество миниатюр и красочных гала. Его хореографические работы шли на оперных сценах России и мира, в числе которых: Метрополитен-опера, «Ла Скала», Римская опера, Берлинская государственная опера, «Арена ди Верона», «Театро Колон», «Сан Карло», «Токио Бунка Кайкан», Барбикан Центр. Долгой сценической жизнью отмечены драматические, оперные спектакли и фильмы с его хореографией, в которых он работал с такими мастерами, как Евгений Колобов, Мстислав Ростропович, Михаил Плетнев, Марк Захаров, Эльдар Рязанов, Франко Дзеффирелли. В 1980-е он создавал оригинальные телевизионные балеты и их версии, снимал художественные и документальные фильмы. В Государственном институте театрального искусства более десяти лет возглавлял кафедру хореографии и вел балетмейстерский курс. Многие годы избирался председателем комиссии по хореографии Союза театральных деятелей РФ и его секретарем. В 1995—2000 занимал пост художественного руководителя-директора Большого театра России, сохраняя и развивая лучшие качества и традиции родного театра.
Уход со сцены никак не повлиял на интенсивность его творческой жизни. «Я продолжаю жизни бег…» — так сказал он о себе названием одной из тридцати выставок своих живописных работ по всему миру. Человек ренессансного склада, он ставит балетные спектакли по России и всему миру, пишет к ним декорации, преподает, возглавляет жюри конкурсов, сочиняет стихи, создает живописные полотна, играет драматические роли, записывает телепрограммы и радиоспектакли. Настоящий Мастер, он творит мощно и стихийно, мечтает о новом искусстве, где в едином действии соединились бы его разные виды, куда ворвались бы мультимедийные технологии. Как пример — его недавняя постановка грандиозного действа с хором, оркестром и балетом «Даруй нам мир» по Мессе си минор Баха. В Бразилии его усилиями открыта и уже двадцать лет работает единственная балетная школа Большого театра за рубежом. Он возглавляет Фонд Галины Улановой и готовит красивые вечера ее памяти, искренне верит в добро и вверенное ему великими учителями наследие, щедро делясь им с новыми поколениями. Творческие искания Владимира Васильева нужны сегодня не меньше, чем новые манифесты: искусство, каким он владеет, скорее и глубже объясняет жизнь.