14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
03 июля 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
24 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Афиша
  • Май
    11
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
Опера
19 Мая / Чт 19:00–23:10
Князь Игорь
А. Бородин
Описание
Возрастная категория: 12+
Продолжительность: 4 часа 10 минут
Количество антрактов: 2
Опера в 3 действиях с прологом

Либретто Александра Бородина при участии Владимира Стасова по мотивам эпической поэмы XII века «Слово о полку Игореве»

Опера написана в 1890 году. Музыкальная редакция Анны Булычёвой

Сценография спектакля приближена к постановке в 1890 году в Мариинском театре. В данной сценической версии постановка представлена в Перми в 2015 году.

Один из столпов русской оперной классики, «Князь Игорь» Александра Бородина, основывается на историческом сюжете, заимствованном из памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», и повествует о неудачном походе Игоря Святославича против половцев.

Незавершенное произведение Бородина было дописано после смерти автора Николаем Римским-Корсаковым и Александром Глазуновым. Премьера оперы состоялась в 1890 году в Мариинском театре. На эту постановку и ссылается художественная команда пермской премьеры 2015 года. Режиссер Сигрид Т’Хуфт известна прежде всего как эксперт в области исторической театральной реконструкции, дирижер Валерий Платонов — знаток русского музыкального наследия, а художник Штефан Дитрих — превосходный стилист, вдумчиво работающий с визуальными документами разных эпох. Свою главную задачу они видят в том, чтобы, не делая прямых повторов, максимально приблизиться к эстетике оперного театра конца XIX века.


> Краткое содержание

Действующие лица:
  
Игорь Святославич
Ярославна
Владимир Игоревич
Владимир Ярославич (Галицкий)
Хан Кончак
Кончаковна
Овлур
Ерошка
Скула
Половецкая девушка
Няня Ярославны
Русские князья и княгини, бояре и боярыни, девушки, народ, подруги Кончаковны, невольницы хана Кончака, половчанки, половцы, половецкие сторожевые


ПРОЛОГ

Картина первая

Город Путивль. На площади перед собором собрались жители города. Они пришли проводить дружину князя Игоря и рать в поход против половцев. Народ и бояре величают князя, его сына Владимира, князей и воинов и напутствуют их. Войско готово выступить, но внезапно свет меркнет — начинается солнечное затмение. Все в изумлении глядят на небо. Народ видит в этом зловещее предзнаменование, но Игорь не намерен отступать от своего решения.

Вновь светлеет. Игорь в сопровождении остальных князей и бояр идет вдоль рядов дружинников и ратников. Двое из них, гудочники Скула и Ерошка, незаметно выходят из строя и удаляются.

Игорь прощается со своей женой Ярославной. Она умоляет мужа отказаться от похода, но Игорь тверд: долг и честь зовут его. Ему вторят сын — княжич Владимир, и брат Ярославны, князь Владимир Галицкий.

Игорь оставляет Галицкого временным наместником в Путивле и поручает ему оберегать княгиню, быть ей защитой и опорой. Галицкий дает слово: он обязан Игорю за приют, который он нашел в Путивле, после того как был изгнан из Галича отцом и братьями.

Княгиня Ярославна и боярыни уходят. Из собора выходит старец и благословляет рать. Войско во главе с Игорем выступает в поход.


ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Картина вторая

Край половецкого стана. Половцы, глядя вдаль, ожидают прибытия войска хана Гзака. Появляются воины с добычей и русскими пленными. Навстречу Гзаку выходит хан Кончак, чтобы приветствовать победителя. За всем происходящим наблюдают пленники — князь Игорь, княжич Владимир и русские дружинники.

Кончак предлагает Игорю разнообразные развлечения: ястребиную охоту, коня любого, любой шатер и булат заветный. Ответом ему служит молчание. Тогда Кончак приказывает привести красавиц-пленниц.

Игорь пожимает руку Кончаку: он рад бы стать союзником хану, но не может. Едва он обретет свободу, как вновь соберет дружину и выступит против врага. Хан одобряет гордость и храбрость своего знатного пленника.

Входят половецкие невольники и невольницы, за ними свита и приближенные Кончака. Начинается половецкая пляска во славу хана Кончака.


ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Картина третья

Княжой двор Владимира Галицкого. Разгулявшаяся челядь во главе со Скулой и Ерошкой славит князя-наместника. Из княжого терема выходит Владимир Галицкий. Ему мало той власти, что он имеет, — он хочет вместо Игоря «сесть князем на Путивле», а сестру, княгиню Ярославну, закрыть в монастыре.

Во двор вбегают девушки. Они просят Галицкого не губить и освободить их подругу, которую по его приказу выкрали и заперли у него в тереме. Галицкий в гневе и досаде прогоняет девушек под пьяный хохот челяди.

Картина четвертая

Горница в тереме Ярославны. Княгиня одна. Давно нет вестей о князе Игоре, сыне ее Владимире и их дружине. Тяжкие думы Ярославны прерывает няня, которая сообщает, что пришли девушки с жалобой на Галицкого. Они рассказывают о бесчинствах Владимира Ярославича и просят княгиню навести порядок в отсутствие князя Игоря.

В горницу врывается Галицкий, девушки в испуге вскрикивают и убегают. Ярославна призывает Галицкого к ответу, угрожает обо всем рассказать Игорю, когда тот вернется. Галицкий в ответ лишь усмехается: да стоит ему рукой махнуть, как тут же Путивль выберет его на княжение. Ярославна в гневе. Поняв, что хватил лишку, Галицкий уходит.

Ярославна старается взять себя в руки. Входят думные бояре. Они сообщают Ярославне, что войско Игоря разбито, что сам князь ранен и вместе с сыном попал в плен, а половецкое войско приближается к Путивлю. Ярославна падает без чувств.

Придя в себя, княгиня молит бояр найти решение. «Город крепок, будь спокойна, стены крепки, рвы глубоки, и надежен наш острог», — отвечают те.

Тем временем Владимир Галицкий выступает перед боярами в детинце и предлагает в новые князья себя. Бояре отвергают его кандидатуру.

Звучит набатный колокол. В окнах терема виднеется зарево пожара. Бояре готовятся к обороне.


ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Картина пятая

Половецкий стан. Половецкие девушки песнями и танцами развлекают дочь хана — Кончаковну. Та нетерпеливо ждет свидания с пленным русским княжичем Владимиром Игоревичем.

Показываются русские пленники, идущие с работы под стражей. Девушки приветствуют их и угощают питьем. Показывается дозор, обходящий стан. Девушки расходятся.

Ночь окутывает стан темнотой. Овлур остается один на страже.

К шатру Кончаковны осторожно приближается Владимир Игоревич. Возлюбленные не могут нарадоваться долгожданной встрече. Внезапно Владимир слышит шаги отца и, простившись с любимой, скоро уходит в темноту.

Князю Игорю тяжело пережить поражение. Он чувствует свою вину за гибель войска, жаждет свободы, чтобы искупить позор и спасти честь — ему бы вновь собрать полки да выступить против половцев. Думы о родине сменяются его мыслями о любимой жене.

Незаметно к князю подкрадывается Овлур, крещеный половец. На небе занимается заря. Овлур предлагает пленнику бежать, обещает добыть ему лихих коней. Игорь возмущен таким предложением. Овлур делает вторую попытку. Игорь сомневается.

Кончаковна вбегает в страшном волнении и останавливается у шатра Владимира. Она узнала, что Владимир собирается бежать: ей ужасна сама мысль о разлуке с любимым. Она молит его остаться или же взять ее с собой. Из шатра выходит князь Игорь. Владимир мечется между Кончаковной и Игорем, между любовью и долгом. Зов отца сильнее. Тогда Кончаковна несколько раз ударяет в било — сигнал тревоги разлетается по стану. Князь Игорь ускользает в одиночку.

Со всех сторон сбегаются разбуженные половцы, они хватают княжича. Узнав, что князь сбежал, дозорные собираются убить остальных пленных. Кончаковна бросается на защиту Владимира.

Появляются Кончак и ханы. Сторожевые сообщают о побеге Игоря. Кончак восхищается его поступком и, скрепляя руки Кончаковны и Владимира, объявляет юношу не врагом, а своим зятем. Сам же с войском выступает в поход на Русь.

Картина шестая

Путивль сожжен. Ярославна одна на городской стене плачет, причитает, обращается к ветру, к Днепру, к солнцу, вопрошая об Игоре.

Внезапно на горизонте появляются двое всадников. Они всё ближе и ближе. Ярославна узнает в одном из них князя Игоря и бросается ему навстречу. Игорь спешивается и обнимает княгиню. Овлур с конями отходит в сторону.

Игорь полон решимости вновь собрать войско, чтобы выступить против врага.

Хмельные Ерошка и Скула поют о неудачном походе Игоря Святославича на половцев, но, завидев вдали, вернувшегося князя с княгинею, обрывают песню. Поразмыслив, как им быть, они звонят в набат, сзывая народ на площадь и сообщая всем о возвращении князя.

Толпа нарастает. Из детинца выходит князь Игорь с княгиней Ярославной, за ними следуют старцы и бояре. Князь Игорь кланяется народу — народ приветствует его.

постановщики
Музыкальный руководитель постановки: Валерий Платонов
Хормейстер-постановщик: Виталий Полонский
Дирижер: Петр Белякин
Хормейстер: Ганна Барышникова
Сценограф и художник по костюмам: Штефан Дитрих
Режиссер-постановщик: Сигрид Т'Хуфт
Художник по свету: Георгий Белага
в ролях
Оперная труппа
Половецкая девушка: Ольга Попова
Няня Ярославны: Наталья Князева
Ярославна: Надежда Бабинцева
Кончаковна: Наталья Буклага
Игорь Святославич: Александр Погудин
Владимир Ярославич (Галицкий): Владимир Тайсаев
Ерошка: Данис Хузин
Хан Кончак: Михаил Наумов
Владимир Игоревич: Борис Рудак
Овлур: Константин Погребовский
Скула: Александр Егоров
Видео
Фото
Пермский театр оперы и балета
поиск