Жизель
5 октября 2016
19:00–21:20
Балет в 2 действиях
Либретто Теофиля Готье, Жюля-Анри Сен-Жоржа
Хореография Жюля Перро, Жана Коралли, Мариуса Петипа в редакции Татьяны Легат
Балет написан в 1841 году, в данной сценической версии впервые представлен в Перми в 1959 году. Капитальное возобновление 2008 года
В основу либретто положена пересказанная Генрихом Гейне легенда о призраках умерших невест — виллисах. Они парят ночью над кладбищем, готовые до смерти закружить любого встречного мужчину. Такая участь ждала и графа Альберта, из-за которого погибла обманутая им крестьянка Жизель. Но даже после смерти Жизель готова пожертвовать собой ради любимого. В 1926 году «Жизель» в канонической хореографии Мариуса Петипа (1884, Мариинский театр) открыла первую страницу в истории Пермского балета. В 2008 году реставрацию постановки осуществила экс-солистка Мариинского театра Татьяна Легат.
Краткое содержание
Действующие лица:
Жизель
Берта, ее мать
Граф Альберт, переодетый крестьянином
Герцог Курляндский
Батильда, его дочь, невеста Альберта
Друг Альберта
Ганс, лесничий
Мирта, повелительница вилис
Зюльма и Монна, подруги Мирты
Свита, охотники, крестьяне и крестьянки, вилисы
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Залитая солнцем деревушка. Здесь живут простые, бесхитростные люди. Здесь юная Жизель радуется солнцу, синему небу, пению птиц и больше всего — счастью любви, открытой и чистой, озарившей ее жизнь. Она любит и верит в то, что ее чувство взаимно. Напрасно влюбленный в нее лесничий Ганс твердит, что ее избранник Альберт не тот, за кого себя выдает, — Жизель не хочет его слушать.
С виноградников возвращаются подруги Жизели. Они окружают ее и затевают танцы. Альберт с восхищением следит за Жизелью. Смущенная и гордая его вниманием, она зовет и его принять участие в общем веселье.
Вышедшая из дома мать Жизели напоминает дочери, что ей вредно так много танцевать: ведь у нее больное сердце. Но Жизель ничего не страшит, она счастлива. Улучив момент, Ганс пробирается в охотничий домик и находит там шпагу Альберта с графским гербом. Это доказательство его правоты: Альберт — дворянин, который прикидывается крестьянином, чтобы вскружить голову Жизели.
Издали доносятся звуки охотничьих рогов, и вскоре появляется большая группа нарядно одетых дам и кавалеров. Среди них герцог Курляндский и его дочь Батильда. Крестьяне радушно встречают знатных гостей. Батильда восхищена красотой и обаянием Жизели, а та, в свою очередь, не сводит глаз с дочери герцога, изучая каждую деталь ее костюма. Батильда интересуется у Жизели, чем та занимается. «Рукодельничаю, помогаю по хозяйству. Но больше всего на свете я люблю танцевать», — отвечает Жизель.
Проникнувшись к ней симпатией, Батильда дарит крестьянке золотую цепочку. Жизель обрадована и смущена подарком. Всё это время Альберт пытается скрыть свое знакомство с приезжими: ведь Батильда… его невеста.
Внезапное появление лесничего со шпагой раскрывает его обман. Жизель отказывается верить в происходящее. Когда Альберт подходит к Батильде и целует ей руку, Жизель подбегает к сопернице и говорит, что Альберт поклялся ей в верности, что он любит ее. Возмущенная притязаниями крестьянки, Батильда показывает ей свое обручальное кольцо. Жизель срывает с себя золотую цепочку, бросает на землю и, рыдая, падает на руки матери.
Не только подруги и односельчане Жизели, но даже придворные герцога полны сочувствия к несчастной девушке. Альберт что-то говорит Жизели, но та не слышит его. Мысли ее путаются. Заметив лежащую на земле шпагу, она хватает ее, чтобы убить себя, но Ганс вырывает из ее рук оружие.
В последний раз в сознании Жизели проносится воспоминание о гадании на лепестках ромашки, и Жизель умирает.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Ночью над деревенским кладбищем воспаряют под светом луны вилисы — призраки невест, умерших до свадьбы. Повелительница вилис Мирта вызывает из могилы тень Жизели, чтобы принять ее в мистический хоровод.
Мучимый раскаянием, к могиле Жизели приближается Ганс. По приказу Мирты вилисы окружают лесничего и увлекают в свой танец до тех пор, пока не сталкивают его в озеро.
Но и Альберт не может забыть погибшую из-за него Жизель и тоже приходит этой ночью на кладбище. Его горе и отчаяние неподдельны. Завидев новую жертву, вилисы устремляются к Альберту, но Жизель, вопреки сумеречной воле, бросается на его защиту. Ее любовь к нему сильна как никогда прежде, и она спасает его от гнева вилис.
С первыми лучами солнца призраки исчезают. С ними уносится и легкая тень Жизели. Она прощается с любимым, теперь уже навсегда. Но в памяти Альберта остается ее образ — как вечное сожаление об утраченной любви, любви, которая сильнее смерти.
Состав исполнителей
Александра Суродеева
Жизель
Руслан Савденов
Граф Альберт
Мирта
Иван Порошин
Ганс
Pas de deux
Батильда
Эльмира Мурсюкаева
Берта
Анна Терентьева
Pas de deux
Евгений Рогов
Герцог
Друг графа
Постановщики
Татьяна Легат
Балетмейстер-постановщик
Художник-постановщик
Художник по костюмам
Художник по свету
Елена Соловьева
Ассистент балетмейстера
Наталья Ахмарова
Ассистент балетмейстера
Другие события
Жизель
5 октября 2016
19:00–21:20