14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
03 июля 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
24 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Афиша
  • Май
    11
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
Балет
28 Января / Вт 19:00–21:55
Баядерка
Л. Минкус
Описание
Возрастная категория: 12+
Продолжительность: 2 часа 55 минут
Количество антрактов: 2
Либретто Мариуса Петипа и Сергея Худекова

Хореография Мариуса Петипа в редакции Владимира Пономарева и Вахтанга Чабукиани
с отдельными танцами Константина Сергеева и Николая Зубковского

Балет написан в 1877 году, в данной сценической версии поставлен в Перми в 2018-м

Балет «Баядерка» (1877) — один из шедевров Мариуса Петипа, без которого сегодня немыслим классический репертуар. В основе его сюжета история любви храмовой танцовщицы Никии и знатного воина Солора, обернувшаяся трагедией из-за ревности Великого брамина и дочери раджи Гамзатти. Имея четкие представления, по каким законам должен быть создан балетный спектакль, Петипа соединяет в одной постановке романтический жанр в образах несчастных влюбленных, холодный академизм царства теней и антураж фантазийного Востока.

Оригинальная хореография Петипа на музыку Людвига Минкуса в качестве бенефиса балерины Екатерины Вазем прошла через интерпретации многих постановщиков: от Агриппины Вагановой до Рудольфа Нуреева. Балетмейстер Алексей Мирошниченко, работая над первой классической постановкой «Баядерки» в Перми, обращается к канонической редакции Владимира Пономарева и Вахтанга Чабукиани, а также включает отдельные танцы Константина Сергеева и Николая Зубковского.

> Краткое содержание

Действующие лица: 

Никия, баядерка
Дугманта, раджа 
Гамзатти, его дочь 
Солор, знаменитый воин 
Великий брамин
Толорагва, воин 
Раб
Магедавея, факир 
Айя, невольница
Брамины, браматшоры, слуги раджи, воины, баядерки, факиры, странники, индийский народ, музыканты и охотники


ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Картина первая

Священная роща с индийским храмом. Знатная молодежь охотится на тигра. Нарочно отстав от группы, знаменитый воин Солор подзывает преданного ему факира Магедавею и просит его передать баядерке Никии, что он будет ждать ее ночью у храма. Затем снова исчезает в роще.

Двери храма отворяются: выходит Великий брамин, за ним следуют жрецы, баядерки, служительницы храма. Великий брамин дает сигнал к началу праздника огня.

Спустя некоторое время по его приказу из храма появляется Никия и исполняет свой танец.

Забывшись, Великий брамин с жаром признается Никии в любви. Он обещает ей покровительство и всеобщее поклонение, но девушка с ужасом отталкивает его.

Улучив момент, Магедавея передает баядерке слова Солора. Она счастлива.

Ночью Никия тайком выскальзывает из храма на пустую площадь. Приходит Солор и уговаривает ее бежать с ним: он знатен и богат, за пределами страны их никто не знает и не помешает их счастью. «Согласна, — отвечает баядерка. — Только дай мне прежде клятву, что твое сердце не будет принадлежать никому, кроме меня, что ты будешь любить меня вечно!» Солор клянется. Влюбленные не ведают, что их разговор подслушивает Великий брамин. Когда они расстаются, жрец клянется отомстить.

Картина вторая

Дворец раджи. Дугманта объявляет своей дочери Гамзатти, что пришло время ей стать женой храбрейшего из воинов — Солора. Принцесса слегка обескуражена: «Будет ли он меня любить, ведь мы почти не знаем друг друга?» Дугманта непреклонен: «Он мой подданный и обязан исполнять мою волю!» — и требует позвать Солора.

Выслушав раджу, юноша впадает в уныние. Он не смеет отказаться от столь высокой чести, но как же его клятва Никии?..

По случаю посвящения Гамзатти в невесты во дворец приглашают первую баядерку — Никию. Она танцует и уходит.

Входит Великий брамин. Он дает понять, что знает некую тайну и намерен открыть ее радже наедине. С глазу на глаз жрец рассказывает Дугманте, что видел ночью Солора с Никией. Брамин рассчитывает тем самым погубить соперника, но раджа решает по-своему: Солор всё же будет супругом принцессы, а вот баядерка должна умереть. Великий брамин не ожидал такой развязки.

Их разговор подслушивает Гамзатти. Она приказывает невольнице Айе позвать Никию.

Когда та возвращается, принцесса показывает баядерке портрет своего жениха — и Никия узнает в нем Солора. Гамзатти сначала молит, чтобы соперница отказалась от своей любви, потом пытается купить танцовщицу драгоценностями, наконец требует… Но Никия скорее умрет, чем откажется от любимого. Доведенная до крайности, баядерка в ажитации хватает со стола кинжал и бросается с ним на принцессу.

Подоспевшая Айя успевает перехватить ее руку. Осознав содеянное, Никия убегает. Гамзатти обещает: теперь пощады не будет.


ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Картина третья

Площадь перед дворцом раджи. Массовые сборы к свадьбе. Солор и Гамзатти исполняют великолепный танец, но юноша не весел.

Черед торжественного танца Никии. Баядерка смотрит на возлюбленного, и ее тело плачет от тоски. Вдруг ей подносят корзину цветов — «от него», указывая на Солора. Настроение Никии тотчас меняется —значит, она ему по-прежнему дорога! —и она танцует радостно и оживленно. Но внезапно из корзины поднимается змея и жалит баядерку.

Великий брамин подбегает к ней с противоядием, однако Никия, глядя на Солора и видя, что тот опустил глаза, —не принимает помощи. Солор бросается к ней, но уже поздно.


ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Картина четвертая

Солор безутешен. Его мучает раскаяние. Верный Магедавея пытается отвлечь юношу от тяжких дум. Под звуки флейты заклинателя змей Солор забывается сном.

Картина пятая

Облачное пространство. Царство теней. Из мрака постепенно вырисовываются тени — сонм легких, призрачных существ, сплетающихся в танце-узоре. Тень Никии вовлекает в этот танец Солора, и он следует за ней.

постановщики
Балетмейстер-постановщик : Алексей Мирошниченко
Музыкальный руководитель постановки и дирижер: Артем Абашев
Художник-постановщик: Альона Пикалова
Художник по костюмам (по мотивам эскизов Евгения Пономарева): Татьяна Ногинова
Художник по свету: Алексей Хорошев
Видео
Фото
ближайшие показы
28 Мая / Вт 19:00–21:50
25 Июня / Вт 19:00–21:50
22 Сентября / Вс 19:00–21:50
Пермский театр оперы и балета
поиск