Концерт-презентация Камерного оркестра Пермской оперы
Гобой — Иван Подъемов, солист Королевского оркестра Консертгебау (Амстердам)
В программе:
Игорь Стравинский (1882—1971)
«Пульчинелла»
сюита для малого оркестра
из музыки балета на основе тем, фрагментов и пьес Дж.-Б. Перголези
редакция 1949 года
Рихард Штраус (1864—1949)
Концерт для гобоя с оркестром ре мажор, AV 144, TrW 292
Арнольд Шёнберг (1874—1951)
«Просветленная ночь», оp. 4
редакция для струнного оркестра 1943 года
Арнольд Шёнберг — один из наиболее влиятельных австрийских композиторов, педагогов и музыкальных теоретиков первой половины XXвека. Основоположник додекафонии и сериализма, Шёнберг смело расширил границы выразительных средств, сломав традиционный контрапункт и открыв границы между тональностями. Его Пять пьес для оркестра, монодрама «Ожидание», цикл «Лунный Пьеро» и другие сочинения не только отражают своеобразие авторской техники, но и резонируют с драматичными метаморфозами культуры и общества того времени.
«Просветленная ночь» — инструментальная пьеса Шёнберга, изначально написанная в форме струнного секстета в 1899 году. Взяв за основу одноименное стихотворение Рихарда Демеля, композитор придал емкому любовную сюжету обостренную выразительную силу. Именно этой работой Шёнберг впервые в карьере снискал признание широкой публики.
—
Рихард Штраус — один из ведущих представителей позднеромантической немецкой музыки. Наиболее известный как автор опер «Саломея» и «Кавалер розы», симфонических поэм «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля» и «Так говорил Заратустра», Штраус опирался на достижения Брамса и Вагнера, но уже на новом, экспрессионистском, витке. Его зрелые произведения тяготеют к более уравновешенному неоклассицизму.
Концерт для гобоя с оркестром ре мажор — позднее сочинение мастера, написанное в 1945 году уже после капитуляции Германии. Обращаясь к образцам этого жанра, созданным Гайдном и Моцартом, Штраус следует классицистской традиции и дает солисту немало возможностей для виртуозного самовыражения.
—
Игорь Стравинский — выдающийся русский композитор, конвертировавший утонченную гениальность в эффектную музыкальность. Вместе с артистами круга Сергея Дягилева он не только вывел «Русские балеты» на острие европейской моды, но и помог их превращению в культурный феномен, эпохальный по масштабу и ценности. Стравинский успел, с одной стороны, перевернуть общественные вкусы «Весной священной» и «Петрушкой», а с другой — установить с великими предшественниками диалог на равных в «Царе Эдипе» и «Поцелуе феи».
«Пульчинелла» — сюита на основе музыки одноименного балета, написанного в 1919—1920 годах для труппы Сергея Дягилева. Вдохновившись итальянским народным театром, а также партитурами Перголези и его современников, Стравинский, по личному признанию, совершил свой «первый намеренный рейд в прошлое».