Фото Эдварда Тихонова
За пару осенних месяцев мы сыграли концерты в театре, в частной филармонии «Триумф» и на гастролях в Чайковском, но это были «отборочные матчи». Была идея провести презентацию камерного оркестра на Дягилевском фестивале, но это было бы уже поздновато: артисты должны выступать в серьёзных концертах, чтобы быть в форме, а зрители должны знать нас и ждать новых выступлений. Поэтому мы назначили дату презентации, как только поняли, что готовы. И есть ведь ещё госзадание, в том числе связанное с концертами в муниципалитетах Пермского края, а камерный оркестр — мобильный коллектив, который, в зависимости от концертной программы, может разрастаться от 10—15 музыкантов до «бетховенского» состава, это удобно для выступлений на выезде. Мы будем пробовать разные составы и разные форматы.
— С какими сложностями пришлось столкнуться при создании камерного оркестра?
— Ну, известно, с какими — с кадровыми. К началу сезона у нас в театре остался один фаготист, две альтистки… Это катастрофа, если надо быстро собраться и сделать качественный оркестр. Мы с лета набираем новых людей. Сделали тысячи звонков, многих прослушали лично, но отбор прошли единицы. Все — очень востребованные на музыкальном рынке люди. Очень большую роль в этой работе сыграл нынешний директор театрального оркестра Иван Пешков.
Ситуация осложнилась тем, что сейчас в России много где формируются оркестры, например, в Челябинске в прошлом году начали создавать филармонический оркестр. Там работает один из моих учителей, Валерий Николаевич Уткин — он первая труба и инспектор оркестра. И у них — те же проблемы.
Когда я в 1995 году поступал в консерваторию, то выдержал конкурс в 12 человек на место, а сейчас не на все специальности вообще есть какой-то конкурс. Музыканты бросают профессию, уходят в бизнес… Лучшие остаются в столицах. В одном только Мариинском театре фаготистов — на пять оркестров!
Но мы выискиваем людей, договариваемся. Буквально недавно приняли на работу отличную скрипачку. Она училась в Берлине на кафедре ансамблевого исполнительства. А наш новый концертмейстер альтов Владимир Ткаченко — ещё и дирижёр. Сейчас у нас в оркестре уже четыре фагота, и это отличная инструментальная команда. Один из фаготистов, Василий Черничка, кстати, тоже занимается дирижированием.
— Понятно, что ваши сложности связаны с тем, что в Перми нет консерватории. Но есть ведь консерваторское отделение в институте культуры. В оркестре театра работают его выпускники?
— Одна выпускница — скрипачка Наталья Васёва. Она вошла и в симфонический, и в камерный оркестры. Мы думаем, что с институтом культуры нам надо плотнее работать — организовывать стажировки, мастер-классы, давать возможность лучшим студентам проходить практику в оркестре театра.
— Расскажите, как создавалась программа концерта-презентации 16 февраля.
— Мы составляли её совместно с Артёмом Абашевым и Иваном Пешковым. Этот концерт по отношению к будущему нашего камерного оркестра, каким мы его планируем, — как трейлер к фильму: надо показать всё самое привлекательное для зрителя. Поэтому мы взяли произведения, в которых раскрываются разные инструментальные группы, разные составы, а также отдельные музыканты как солисты. Этот концерт даст возможность увидеть, на что способен наш оркестр.
В сюите «Пульчинелла» Игоря Стравинского много сольных партий — гобой, флейта, труба, есть даже струнный квинтет. Это как балетный гала — у каждого исполнителя свой выход. В Концерте для гобоя с оркестром Рихарда Штрауса будет участвовать солист Королевского оркестра Консертгебау Иван Подъёмов — он уже бывал в Перми, сотрудничал с Теодором Курентзисом и даже некоторое время работал в оркестре MusicAeterna на полставки. Потом он уехал в Германию, а затем — в Нидерланды. Третье произведение — «Просветлённая ночь» Арнольда Шёнберга, написанная только для струнных. Там все музыканты на виду, как на ладони. Это философская, медитативная музыка.
Концерт 16 февраля пройдёт на сцене нашего театра, в новой ракушке, которую мы представили зрителю в январе. Благодаря ей акустика зала значительно улучшилась, так что это отличная площадка для презентации нового коллектива.
— Заключительный вопрос — личный. Вы не жалеете, что не уехали с Теодором Курентзисом и MusicAeterna?
— Жалеть не жалею, но временами скучаю. Это было не самое простое решение. Меня словно надвое разделили: я создавал MusicAeterna вместе с Теодором в Новосибирске и Перми. К счастью, мы по-прежнему периодически сотрудничаем. Теодор и коллеги в оркестре всегда мне рады — мы же вместе пуд соли съели!