Концерт симфонической музыки 28/02/2024
В программе:
К 90-летию со дня рождения композитора
Альфред Шнитке (1934—1998)
Концерт для альта с оркестром (1985)
солист — Сергей Полтавский
Александр Локшин (1920—1987)
Симфония № 10 (1976)
для контральто, смешанного хора, большого симфонического оркестра и органа
на стихи Николая Заболоцкого
солистка — Наталья Буклага
Хормейстер — Вячеслав Козленко
Концерт для альта с оркестром Альфреда Шнитке (1934—1998) овеян странной и страшной историей. Композитор написал его в 1985 году, на одном из пиков своего творчества: 11 июля закончил, а 21 июля пережил инсульт — и клиническую смерть, из которой чудом сумел выбраться. Позднее Шнитке писал, что «заболел, потому что в этом концерте заглянул туда, куда человек не имеет права заглядывать». Не удивительно, что среди исполнителей распространена и соответствующая трактовка трех частей этого концерта: первой как жизни до инсульта, второй — болезни, третьей части как возвращения к жизни.
Дирижер Валерий Платонов:
— Это одно из самых трагических произведений не только в творчестве Шнитке, но и во всей культуре ХХ века. Готовя программу этого концерта, я искал сочинение в комплект к Десятой симфонии Локшина. И мне показалось, что именно Концерт для альта с оркестром станет идеальным предвосхищением того перехода к свету, к которому в финале своей симфонии подводит нас Александр Локшин.
Свой Альтовый концерт Альфред Шнитке посвятил другу-музыканту Юрию Башмету, который и сыграл его мировую премьеру 9 января 1986 года в амстердамском зале Консертгебау. Успех был ошеломительным. В концерте 28 февраля на сцене Пермского театра оперы и балета главную партию исполнит альтист Сергей Полтавский — один из ярчайших музыкантов современности, лауреат международных конкурсов, в том числе конкурса имени Башмета в Москве.
Александр Локшин (1920—1987) — темная лошадка ХХ века. Композитор трагической судьбы, попав под пресс советской системы по сфабрикованному доносу, он по сей день не получил широкого признания. Дирижер Валерий Платонов — один из немногих современных исполнителей, кому небезразлично творчество Локшина. Если есть возможность сыграть его музыку, Платонов ее не упустит. Вслед за поэтом Анной Ахматовой, пианисткой Марией Юдиной и дирижером Рудольфом Баршаем маэстро Платонов убежден, что место Локшина — в одном ряду с Шостаковичем и Прокофьевым.
Чуткий к веяниям ХХ века, Александр Локшин сформировал индивидуальный стиль, в котором современность гармонирует с классическими традициями. Одной из ведущих особенностей его авторского почерка стала опора на тексты.
Дирижер Валерий Платонов:
— Локшин не написал ни ноты без определенного смысла. Он пытался разговаривать с людьми посредством своей музыки, и, чтобы его мысль была более ясна, он призывал на помощь тексты. Но тексты в его произведениях не служат просто иллюстрацией музыки. Композитор прибегал к ним как переводчикам на понятный язык его ощущений, то есть текст у него является комментарием, дополнением к звукам.
Десятая симфония — тому наглядный пример. Она была написана в 1976 году и стала предпоследней в симфоническом списке композитора. Локшин обратился к поэзии Николая Заболоцкого, а солирующий голос отвел контральто. В концерте 28 февраля эту партию исполнит солистка Пермской оперы Наталья Буклага в сопровождении смешанного хора, симфонического оркестра и органа. Для певицы и дирижера это будет вторая совместная программа, основанная на музыке Локшина: в прошлом году, в рамках юбилейного концерта Валерия Платонова, Наталья Буклага солировала в кантате «Мать скорбящая» на тексты русской православной заупокойной службы и поэмы Анны Ахматовой «Реквием».