Top.Mail.Ru

Мадам Баттерфляй (Чио-Чио-Сан)

Дж. Пуччини Опера 12+
Мадам Баттерфляй (Чио-Чио-Сан)

Опера в 3 действиях

Исполняется на итальянском языке с русскими титрами

Либретто Луиджи Иллики и Джузеппе Джакозы по драме Дэвида Беласко, основанной на новелле Джона Л. Лонга в редакции Пермского театра оперы и балета

Опера написана в 1904 году, в данной сценической версии впервые представлена в Перми в 2010 году

Трудно поверить, что первое исполнение этой знаменитой оперы провалилось с треском, и только помощь великого маэстро Артуро Тосканини, который заставил композитора сократить оперу и разбить ее на три акта, вернуло «Мадам Баттерфляй» на оперные подмостки. Это история юной гейши, готовой отречься и от своей родни, и от своей религии ради легкомысленного янки в форме морского офицера, который заведомо знает, что брак в Японии можно расторгнуть, даже не ставя жену в известность. Мелодраматический сюжет обычно заставляет плакать даже самых черствых и циничных зрителей. Пуччини переплел итальянские и японские мелодии, создав одну из самых экзотических и популярных опер мирового репертуара.

Несмотря на то что действие спектакля перенесено из Японии рубежа XIX—ХХ веков в Америку 1920-х, постановщики нашли остроумный способ сохранить японский колорит истории.

Краткое содержание

Действующие лица:

Баттерфляй, японка, актриса
Пинкертон, американец, обыкновенный клерк
Шарплес, американец, проверяющий из отдела чистоты нравов, которому японцы дали прозвище Консул
Горо, японец, управляющий салона «Нагасаки», актер
Сузуки,японка, служанка Баттерфляй, актриса
Кэт
, американка, жена Пинкертона
Ямадори, богатый японец, живущий в Нью-Йорке
Бонза, японец, бывший актер салона «Нагасаки
Комиссар, японец, актер
Музыканты, певцы, подруги и родственники Баттерфляй, японцы, актеры

Действие происходит в Нью-Йорке в 1920-е годы

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

После размолвки со своей женой Пинкертон, бродя по городу, попадает в район «Маленького Токио». Хозяин курительного салона «Нагасаки» предлагает ему зайти и принять участие в небольшом представлении. Каждый день здесь разыгрывается действие, в котором посетитель может сыграть любую роль. В таком «спектакле» принимают участие актрисы, играющие гейш, которые развлекают гостей пением, беседой, зачастую флиртуя с ними, но сохраняя свое достоинство.

Пинкертон выбирает костюм и роль морского офицера. Сюда же приходит Шарплес — инспектор увеселительных заведений «Маленького Токио», но здесь у него есть и свой интерес: ему нравится одна из актрис, которую зовут Баттерфляй, что означает «бабочка».

Представление начинается. Среди актрис Пинкертона особенно привлекает Чио-Чио-Сан — Баттерфляй. Появление родственника Баттерфляй, пьяницы Бонзы, прерывает представление. Бонза проклинает Чио-Чио-Сан, забывшую веру своих предков. Пинкертон пытается успокоить Баттерфляй, но тщетно — она не настроена дальше вести беседу. Увлеченный красотой и изысканностью девушки, Пинкертон не в состоянии так сразу расстаться с ней, хотя посетителей просят покинуть заведение.

Баттерфляй в отчаянии: что делать? Бросить всё, уйти, но куда? Пинкертон уверяет ее в искренности своих чувств. У Баттерфляй появляется надежда…

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

Утро. Пинкертон уходит, не сказав ни слова. Но Баттерфляй уверена: он вернется за ней. Сузуки, ее служанка, не верит в возможность этого союза.

Баттерфляй терзают сомнения: от памятной встречи остался лишь платок, которым он осушал ее слезы. Она мечтает получить весточку от любимого. Долгожданное письмо может принести только Шарплес, единственный человек, связывающий ее с Пинкертоном.

Приход богатого японца Ямадори, живущего в Америке, возвращает ее к реальности. Он тоже желает участвовать в представлении и быть либо японским принцем, либо великим воином. Но Баттерфляй не в силах продолжать игру, и Ямадори уходит ни с чем.

Баттерфляй вновь погружается в свой фантастический мир, где ее преследуют страшные видения. Кажется, что она сходит с ума, что какие-то неведомые силы бросили ее в темную комнату, из которой нет выхода. Ее окружают ужасные, непонятные фигуры…

И вдруг ей кажется, что возможно единственное спасение: Пинкертона может ей вернуть только ребенок, плод любви — их будущий сын.

Громкие крики опять возвращают Баттерфляй в реальный мир — это Горо, взбешенный ее отказом продолжать работу в заведении, приносящем доход. Он грозится выгнать ее, хотя прекрасно знает, что ей некуда идти.

Чио-Чио-Сан с надеждой готовится к возвращению Пинкертона, в этом ей помогает Сузуки. Но его всё нет. Баттерфляй отправляется в ночной город на поиски Пинкертона.

ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ

Раннее утро. В городе Баттерфляй встречает Кэт, которая тоже ищет Пинкертона. Кэт видит у Баттерфляй свой платок, который она во время ссоры с мужем бросила ему в лицо. Она понимает, что перед ней соперница, и направляется за ней.

Измученная Чио-Чио-Сан засыпает и видит сон, в котором Пинкертона предают суду за то, что он так поступил с ней. И что у него, оказывается, есть жена — Кэт.

Проснувшись, Баттерфляй видит перед собой Кэт — сон становится явью.

Баттерфляй возвращает Кэт ее платок. Она понимает, что всё безвозвратно потеряно. Жизнь уже не имеет смысла.

Постановщики

Дирижер-постановщик

Режиссер-постановщик

Художник-постановщик

Художник-постановщик

Художник по свету

Хормейстер-постановщик

Художественный руководитель постановки

Главная Афиша и билеты Репертуар Мадам Баттерфляй (Чио-Чио-Сан)