19 октября 2019
20 октября 2019
23 октября 2019
25 октября 2019
02 ноября 2019
07 ноября 2019
10 ноября 2019
12 ноября 2019
13 ноября 2019
16 ноября 2019
19 ноября 2019
20 ноября 2019
22 ноября 2019
23 ноября 2019
24 ноября 2019
30 ноября 2019
Журнал
  • Октябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
  • Ноябрь
08.06.2018
Дягилевский фестиваль откроется премьерой новой постановки Кастеллуччи и Курентзиса

На сцене Пермской оперы начались финальные репетиции главного события Дягилевского фестиваля 2018 года — драматической оратории Артюра Онеггера «Жанна на костре». Постановка одного из самых значимых и востребованных режиссеров Ромео Кастеллуччи откроет фестиваль. Спектакль, мировая премьера которого состоялась в прошлом году в Лионе, в России увидят впервые. Особенным его делает участие хора и оркестра musicAeterna и Теодора Курентзиса, чье прочтение, без сомнения, будет существенно отличаться от версий других дирижеров.


Жанна.jpg

© Stofleth


Появлением на свет одного из своих центральных произведений — оратории «Жанна д’Арк на костре» — Артюр Онеггер обязан Иде Рубинштейн. Харизматичная танцовщица, оставившая мимолетный, но яркий след в балетах Дягилева, в 1930-х развивала собственную труппу и исполняла роль музы, вдохновляя не менее прославленных современников. Она и предложила Онеггеру написать ораторию, выдержанную в духе средневековых мистерий. Онеггер, в свою очередь, пригласил к работе над ней поэта Поля Клоделя, которого высоко ценил. Через пару лет партитура была готова, но представлена в концертном исполнении лишь в 1938 году в Базеле: в главной роли — Ида Рубинштейн. Сценическая премьера прошла в Орлеане, в театре, построенном на развалинах церкви, ровно 510 лет спустя после освобождения города Жанной д’Арк. Сейчас за историю культовой героини взялся один из самых радикальных и обсуждаемых режиссеров современного европейского театра.

Ромео Кастеллуччи, режиссер:
— Эта Жанна д’Арк не святая и не жертва политических интриг. Речь идет о том, чтобы радикально абстрагироваться от растиражированного образа вместе со всеми его идеологическими наслоениями. Таким образом, эта постановка есть не что иное, как операция по избавлению Жанны д’Арк, которая стала практически литературным персонажем, от наросших слоев интерпретаций, чтобы показать человека во всей наготе. Это аллюзия на стратиграфические и археологические раскопки. Способ придать реальные черты персонажу, чья потрясающая мощь превращается в живую и говорящую стихию.

«Жанна на костре» — копродукция Пермского театра оперы и балета и нескольких крупных сцен Европы: Лионской национальной оперы (Франция), театра Ла Монне/Де Мюнт (Бельгия) и Театра Базеля (Швейцария). Мировая премьера спектакля состоялась в начале прошлого года в Лионе и, как обычно это происходит с проектами режиссера-новатора, вызвала массу споров. Первый показ в России состоится в Перми.

Теодор Курентзис, художественный руководитель Пермского театра оперы и балета:
— Для меня большая честь, что мы с моим другом и одним из самых великих режиссеров нашего времени Ромео Кастеллуччи, наконец-то в России представим эту ораторию. Это — особенная постановка — одна из самых проникновенных идей, которые когда-либо видел оперный театр. Участвовать в нем будут выдающиеся актеры — Одри Бонне и Дени Лаван, звезды Пермской оперы — Надежда Павлова и Зарина Абаева, хор и оркестр musicAeterna. Я счастлив, что нам наконец-то удалось реализовать этот проект.

Сценическое решение и декорации во всех спектаклях копродукции являются неизменными. Но музыкальное решение в полной мере зависит от интерпретации дирижера. Музыкальную составляющую в пермской версии спектакля представят дирижер Теодор Курентзис, оркестр musicAeterna сводный хор театра, солисты Пермской оперы.

Сильвия Коста, сорежиссер оратории «Жанна на костре»:
— Если говорить о музыкальной части, мы сфокусировались на голосах, которые звучат в голове у Жанны. Мы постарались создать ощущение одиночества на сцене. Вы не увидите певцов, вы только услышите их голоса. В Лионе хор и солисты находились в отдельном помещении, откуда звук транслировался на сцену. Теодор решил разместить их в зале. Так что зрители окажутся внутри этих голосов. Это, конечно, создаст совсем другую атмосферу и ощущения.

Премьерная серия спектаклей пройдет на сцене Пермского театра оперы и балета в течение первых трех дней фестиваля. 14 и 16 июня за дирижерский пульт встанет Теодор Курентзис, 15 июня — Петр Белякин. 

поиск