Одну из самых веселых и жизнерадостных опер XX века представит Пермский театр оперы и балета. 18 сентября прозвучит «Любовь к трем апельсинам» Сергея Прокофьева. Опера будет поставлена в формате semi-stage. В постановке примут участие около двухсот артистов и музыкантов театра: сводный хор, Большой симфонический оркестр и musicAeterna, солисты оперной труппы.
Идею комической оперы Прокофьеву подсказал Всеволод Мейерхольд. Подсказка, впрочем, напросилась сама собой. С 1914 по 1916 год Мейерхольд издавал художественный журнал под названием «Любовь к трем апельсинам», в первом номере которого поместил вольный перевод одноименной итальянской сказки, написанный им в соавторстве с Константином Вогаком и Владимиром Соловьевым. Оригинальный текст принадлежал перу Карло Гоцци, который, в свою очередь, пародировал в нем итальянские «комедии характеров», используя расхожие образы из комедии дель арте.
Партитура, вобравшая в себя причудливые сюжеты итальянской комедии масок, была написана Прокофьевым в духе его времени, еще сохранявшего инерцию смелого новаторства. Стремясь создать «ясную, живую и, по возможности, простую» музыку, Прокофьев, вместе с тем, апеллировал к идеям русского дореволюционного театра. Премьера оперы состоялась в 1921 году в Чикаго, куда несколькими годами ранее эмигрировал композитор. Опера исполнялась на французском языке. Только спустя пять лет «Любовь к трем апельсинам» поставили в Ленинграде уже на русском.
Артем Абашев, дирижер:
— Пародируя оперу-буффа, Прокофьев не превращает сочинение в капустник. Он создает абсолютно серьезную музыку с фантастическими мелодиями и сложной драматургией. При этом она очень живая, и просто кипит энергией и заражает своим позитивом. При том, что «Любовь к трем апельсинам» написана еще сто лет назад, она звучит очень свежо. Отчасти, наверное, и потому что она исполняется не так уж часто и записей этой оперы существует относительно мало.
«Любовь к трем апельсинам» будет исполнена в формате semi-stage, представляющем собой переходную форму между концертным исполнением и полномасштабной постановкой. И оркестр, и исполнители как при традиционном академическом концертном исполнении находятся на сцене. При этом декораций на сцене нет, но присутствуют элементы костюмов и грима, артисты используют реквизит и могут передвигаться по площадке.
Нина Воробьева, режиссер:
— Любое концертное исполнение выгодно отличается от постановки тем, что дает зрителю возможность сконцентрироваться на музыке и в своем воображении создавать образы, не привязанные к конкретике и предметности спектакля. Но в то же время часть драматургии, особенно в операх со сложным и быстроразвивающимся сюжетом, может быть потеряна. Для концертного исполнения «Любви к трем апельсинам» мы постарались найти баланс, способствующий максимальному погружению в музыку Прокофьева: по форме постановка является концертом, но детали костюма и грима помогают нам визуально раскрыть персонажей, уйти от случайности в визуальном ряде. Также световая партитура создает нужную атмосферу.
В постановке задействована практически вся труппа театра, почти 200 человек. Это сводный хор в составе 80 человек, столько же музыкантов Большого симфонического оркестра и оркестра musicAeterna, 17 солистов.
Лучше разобраться в сюжете вам поможет наша игра в жанре дель арте ≫