15 декабря 2019
Сегодня
24 декабря 2019
25 декабря 2019
27 декабря 2019
28 декабря 2019
29 декабря 2019
31 декабря 2019
03 января 2020
04 января 2020
05 января 2020
18 января 2020
23 января 2020
24 января 2020
Афиша
  • Декабрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
  • Январь
Концерт
14 Ноября / Чт 19:00–20:00
Джанни Скикки. Концертное исполнение
Дж. Пуччини

Комическая опера в одном действии

Концертное исполнение на итальянском языке с русскими титрами

«Джанни Скикки» — часть знаменитого оперного «Триптиха» Джакомо Пуччини, куда также вошли «Плащ» и «Сестра Анжелика». Взяв за основу сюжета эпизод «Ада» из «Божественной комедии» Данте, либреттист Джоваккино Форцано пересказал вместе с композитором историю находчивого крестьянина Джанни Скикки и обманутых им наследников флорентийского дворянина Буозо Донати. Изобретательная, бойкая, игривая музыкальная сатира была представлена в составе «Триптиха» 14 декабря 1918 года в Метрополитен-опера. С тех пор плут Джанни не покидает мировую оперную сцену, а великолепная ария его дочери Лауретты «O mio babbino caro» украшает звездные гала-концерты. 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Действующие лица:

Джанни Скикки
Лауретта, его дочь
Родственники Буозо Донати:
Дзита, по прозвищу Старуха 
Ринуччо, ее племянник
Герардо, племянник Буозо
Нелла, его жена
Герардино, их сын
Бетто ди Синья, зять Буозо
Симоне, двоюродный брат Буозо
Марко, его сын
Ческа, его жена
Амантио ди Николао, нотариус
Спинеллоччо, врач
Пинеллино, сапожник
Гуччо, красильщик

Действие происходит во Флоренции в 1299 году.

Утро. Солнечные лучи проникают в спальню дома богача Буозо Донати. В канделябрах горят еще не погашенные свечи — о них забыли. Вокруг кровати, на которой лежит бездыханный хозяин дома, толпится его многочисленное семейство. Стараясь друг перед другом, родственники стремятся выразить свое безутешное горе. «Я буду плакать всю неделю», — произносит Герардо. — «Только? Я месяц!» — парирует его жена. — «А я проплáчу весь остаток жизни!..» — перебивает их Старуха Дзита.

Однако все присутствующие думают лишь о завещании Буозо. Где оно? Как распорядился Донати своим богатством? Ходят слухи, будто он завещал все имущество монахам. Неужели это правда?

Родственники обращаются за советом к семидесятилетнему Симоне, двоюродному брату покойного. Симоне стар, начитан и когда-то служил даже в городском суде. Как быть? «Коль документ нотариус взял с собою... дело дрянь... Ну, а если он спрятан в бумагах иль в одежде, то…» Все начинают искать документ — прежде всего нужно выяснить: верны ли тревожные слухи? Если да — может быть, все-таки удастся что-нибудь предпринять.

Зять Буозо, Бетто ди Синья, воспользовавшись тем, что на него никто не смотрит, незаметно прячет в карман серебряные ножницы и нож, а также хочет прихватить со стола и серебряное блюдо… Завещание найдено! Его обнаружил молодой Ринуччо. Впрочем, в отличие от остальных, он думает не столько о деньгах, сколько о возлюбленной Лауретте, дочери бедняка Джанни Скикки. Молодые любят друг друга, но его тетка Дзита противится их браку. Ринуччо должен жениться только на знатной и богатой девушке! Наследство очень помогло бы ему стать независимым и жениться на Лауретте. Уверенный, что Буозо не забыл о нем, Ринуччо посылает Герардино за Скикки и его дочкой, чтобы сделать девушке предложение о браке.

Но радоваться, оказывается, нечему: Буозо действительно завещал всё свое состояние монахам. Родственники возмущены. Подумать только! Теперь монахи будут радоваться жизни на деньги, им не причитающиеся. Да еще вдобавок будут посмеиваться над незадачливыми наследниками. Вся семья вновь обступает Симоне — что предпринять? Увы, закон есть закон, как его обойти?!

«Только один человек может нам помочь! — восклицает Ринуччо. — Джанни Скикки! Он уже идет сюда!» Родственникам Буозо не хочется иметь дело с этим крестьянином. Ринуччо вступается за отца любимой: «Как вы неправы! Он умный и ловкий, он изучил все законы до тонкостей, он знает всё, дерзок в речах он и остроумен! Если где-то смеются шутке смелой — там Джанни Скикки устроил дело! Он на всякую выдумку способен, он бесподобен!»

А вот и сам Джанни Скикки с дочерью. Он не хочет помогать алчному семейству, но любовь к Лауретте берет верх. Он готов помочь обманутым в своих ожиданиях родственникам. Скикки отсылает дочь — пусть кормит голубей на балконе, пока взрослые проворачивают махинации. Выяснив, что никто, кроме присутствующих в комнате, не знает о смерти Буозо, Скикки распоряжается унести тело покойного из комнаты и погасить свечи.

Во время приготовлений внезапно в дом наведывается доктор Спинеллоччо, лечивший покойного. Скикки требует ни под каким предлогом не впускать доктора в спальню и ведет с ним беседу через дверь. «Слышу по голосу я — Буозо полегче! Да, больные у меня не умирают!» — доктор не подозревает об обмане и довольный собой покидает особняк.

Джанни Скикки объясняет свой план. Все убедились, что он может подделать голос покойного, а если подделать и внешность, затемнить покои… тогда он продиктует нотариусу новое завещание: «Отлично эту роль сыграю я! Дайте мне всё для маскарада». Все в восторге, как ловко Скикки всё придумал. Однако старый плут предупреждает: «У нас ведь по закону виновного в подлоге, а также соучастников наказывают варварски: им руку отрубают, потом ссылают... Так что нас по головке за это не погладят. Если мы попадемся...»

Родственники встревожены, но мечта о богатстве одерживает верх над страхом перед ужасным наказанием.

Мнимый Буозо, приняв соответствующий вид, ложится в постель. Приходит вызванный в срочном порядке нотариус Амантио ди Николао, с ним в качестве свидетелей сапожник Пинеллино и красильщик Гуччо. «Умирающий» прежде всего аннулирует все прежние свои распоряжения, в том числе подлинное завещание Донати. «Как благоразумно!» — восхищаются родственники. Монахам он завещает… пять флоринов. «А не будет ли мало?» — осторожно осведомляется нотариус. — «Кто деньги все после смерти завещает Богу, наверное, при жизни крал бесстыдно и много!» Настает черед распорядиться главным наследством: «Я завещаю всё состоянье, наличные деньги, которые я скопил за годы жизни... достойнейшему другу... Джанни Скикки». Родственники вне себя от гнева, но что они могут сделать? Разоблачив ловкого обманщика, они подставят прежде всего самих себя. Дождавшись, когда уйдет нотариус, они набрасываются на «любимого друга»: «Жулик, мошенник, бессовестный предатель!» — «Эй, негодяи! Ступайте прочь! Дом этот мой! Я здесь хозяин!» — кричит новоявленный наследник и выгоняет всё семейство.

Ринуччо и Лауретта счастливы! Теперь девушка богата, и Старуха Дзита не сможет препятствовать их браку. Рад отчасти и Джанни Скикки, он-то знает, какая расплата его ожидает: «Ну разве могли деньги Буозо получить лучшее применение! За эту сделку с совестью великий падре Данте осудил меня на вечные муки в аду. Но, синьоры, если вы сегодня хоть немного смеялись — сделайте милость... Это облегчит мою участь!»


*Концертное исполнение оперы — постановка оперы в формате концерта, который не предполагает использование декораций, театральных костюмов и, как правило, специального грима. В мировой практике это распространенное явление, которое позволяет театрам, с одной стороны, познакомить слушателей с произведениями, которые не идут или редко идут на театральной сцене, с другой — продемонстрировать вокальные возможности артистов и мастерство музыкантов в условиях, когда оперу невозможно поставить на сцене по тем или иным причинам.

Возрастная категория: 6+
Продолжительность: 1 час 0 минут
постановщики
Дирижер: Артем Абашев
Режиссер: Нина Воробьева
Художник по свету: Евгений Мезенцев
в ролях
Лауретта: Надежда Павлова
Ринуччо: Борис Рудак
Герардо: Данис Хузин
Бетто ди Синья: Гарри Агаджанян
Амантио ди Николао: Алексей Герасимов
Спинеллоччо: Александр Можаев
Пинеллино: Александр Можаев
Фото
лекция
Как комическая опера Джакомо Пуччини (и самая популярная в его знаменитом триптихе) выросла из Дантова ада? Поговорим об образе хитроумного крестьянина, безумных социальных лифтах и одной из лучших арий мирового оперного репертуара. 

Лекция пройдет с 18:00 в концертном (правом) фойе
Ведущие — Павел Катаев и Андрей Платонов 
--> -->--> -->
напомнить о событии
Пермский театр оперы и балета
поиск