03 декабря 2023
Сегодня
05 декабря 2023
14 декабря 2023
15 декабря 2023
16 декабря 2023
17 декабря 2023
20 декабря 2023
21 декабря 2023
22 декабря 2023
24 декабря 2023
26 декабря 2023
28 декабря 2023
29 декабря 2023
30 декабря 2023
31 декабря 2023
03 января 2024
04 января 2024
05 января 2024
06 января 2024
07 января 2024
12 января 2024
13 января 2024
14 января 2024
15 января 2024
16 января 2024
17 января 2024
19 января 2024
20 января 2024
21 января 2024
23 января 2024
26 января 2024
27 января 2024
30 января 2024
01 февраля 2024
02 февраля 2024
04 февраля 2024
07 февраля 2024
08 февраля 2024
11 февраля 2024
13 февраля 2024
14 февраля 2024
18 февраля 2024
20 февраля 2024
22 февраля 2024
28 февраля 2024
29 февраля 2024
01 марта 2024
02 марта 2024
03 марта 2024
05 марта 2024
06 марта 2024
10 марта 2024
12 марта 2024
13 марта 2024
16 марта 2024
17 марта 2024
28 марта 2024
29 марта 2024
30 марта 2024
31 марта 2024
Афиша
  • Декабрь
    03
  • Январь
  • Февраль
  • Март
Балет
06 Марта / Ср 19:00–21:30
Бахчисарайский фонтан
Б. Асафьев
Возрастная категория: 12+
Продолжительность: 2 часа 30 минут
Количество антрактов: 2
Балет в 3 действиях с прологом и эпилогом
Либретто Николая Волкова по поэме Александра Пушкина. Хореография Ростислава Захарова. Сценография Валентины Ходасевич  

Балет написан в 1934 году, в данной сценической версии представлен в Перми в 2011-м

Сюжетная основа «Бахчисарайского фонтана» — одноименная поэма Александра Пушкина, написанная по мотивам легенды эпохи расцвета Крымского ханства о безответной любви хана Гирея к захваченной полячке Марии. Пермская версия балета является точной реконструкцией хореографии первого постановщика, первооткрывателя жанра драмбалет Ростислава Захарова. Восстановление спектакля 1934 года осуществлено Галиной Рахмановой, педагогом-репетитором Мариинского театра, где балет Захарова был впервые поставлен и многие годы не сходил со сцены. Декорации и костюмы воссозданы по оригинальным макетам и эскизам Валентины Ходасевич.


> Краткое содержание

Действующие лица:

Князь Адам, польский магнат 
Мария, его дочь 
Вацлав, жених Марии 
Гирей, крымский хан 
Зарема, любимая жена Гирея 
Вторая жена Гирея 
Нурали, военачальник 
Польские паны, паненки, управляющий замком, аббат, начальник стражи, лазутчики, татары, стража

Действие происходит в Польше и Бахчисарае на рубеже XVIII—XIX веков

ПРОЛОГ

Уединенный покой в Бахчисарайском дворце. Перед мраморным фонтаном, воздвигнутым в память о «горестной Марии», склонился хан Гирей.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

В старинном замке празднуют день рождения Марии, дочери знатного польского феодала.

Княжна Мария, оставив гостей, встречается со своим женихом Вацлавом.

Из темноты неожиданно появляется лазутчик из вражеских отрядов хана Гирея. Едва он успевает скрыться в густых зарослях парка, как вбегает выслеживающая его польская стража.

Праздник тем временем идет своим чередом. Под звуки торжественного полонеза в парк выходят гости. В первой паре — Мария со своим отцом. Полонез сменяется мазуркой, танец следует за танцем.

Веселье прерывается появлением раненного начальника стражи, который сообщает о набеге татар. Князь Адам призывает мужчин к оружию. Женщины укрываются в замке. Обнажив сабли, поляки готовятся отразить натиск врага. Горит подожженный татарами замок. В смертельной схватке с врагами гибнут его защитники.

Чудом уцелевшие Мария и Вацлав бегут сквозь пламя пожара и хаос кровавой битвы, но им преграждает дорогу предводитель набега — крымский хан Гирей. Вацлав бросается навстречу Гирею, но тут же падает, сраженный его кинжалом. Хан срывает с Марии шаль и застывает, восхищенный ее красотой.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Гарем хана Гирея в Бахчисарайском дворце. Среди многочисленных наложниц — Зарема, любимая жена Гирея.

Звучат боевые трубы. Гарем готовится к встрече своего господина. С богатой добычей возвращаются татары. Бережно проносят плененную Марию.

В задумчивости Гирей входит в гарем. Напрасно Зарема пытается развлечь хана, он ее не замечает. Вдруг на лице Гирея вспыхивает радость: служанка проводит через зал новую пленницу — польскую княжну. Зарема понимает, что утратила любовь Гирея.

Тщетно наложницы пытаются развеселить своего господина, тщетно надеется Зарема вернуть его любовь. Отстранив Зарему, хан уходит. Зарема в отчаянии.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Роскошная опочивальня. Здесь, охраняемая старой прислужницей, томится прекрасная пленница хана. Только одна лира напоминает Марии о прежней жизни, свободе, былом счастье. В памяти возникает целый мир воспоминаний о родном доме и о Вацлаве.

Мечты Марии нарушает появление Гирея. Хан молит девушку принять его смиренную любовь и все богатства, которыми владеет. Но Мария испытывает лишь страх и отвращение к Гирею, убившему ее возлюбленного, родных и друзей. Гирей покорно удаляется.

Ночью в опочивальню княжны проникает Зарема. Она обращается к Марии с горячей исповедью и требует, чтобы княжна оттолкнула от себя Гирея. Страстная речь Заремы непонятна Марии и пугает ее.

Зарема замечает тюбетейку Гирея, забытую им при объяснении с Марией. Значит, Гирей был здесь. Охваченная ревностью, Зарема бросается на Марию с кинжалом. Вбегает Гирей, но поздно: Зарема убивает Марию.

Двор в Бахчисарайском дворце хана Гирея. Все склонились перед ним в молчаливом раболепии.

Ничто не радует и не волнует хана: ни возвращение татар после нового набега, ни новые прекрасные пленницы.

Зарему ведут к месту казни. По знаку Гирея ее бросают в пропасть.

Военачальник Гирея Нурали пытается отвлечь господина от мрачных дум. Но воинственные пляски не приносят забвения.

ЭПИЛОГ

Гирей у Фонтана слез. Вереницей бегут воспоминания, снова и снова воскресает в его памяти прекрасный образ Марии.

постановщики
Художественный руководитель постановки: Алексей Мирошниченко
Музыкальный руководитель постановки: Валерий Платонов
Художник по костюмам: Татьяна Ногинова
Художник по свету: Сергей Мартынов
Художник-постановщик: Андрей Войтенко
Балетмейстер-постановщик: Галина Рахманова
Фото
ближайшие показы
19 Января / Пт 19:00–21:30
6 Марта / Ср 19:00–21:30
Пермский театр оперы и балета
поиск