21 марта 2023
01 апреля 2023
02 апреля 2023
04 апреля 2023
05 апреля 2023
07 апреля 2023
08 апреля 2023
09 апреля 2023
12 апреля 2023
14 апреля 2023
15 апреля 2023
16 апреля 2023
19 апреля 2023
20 апреля 2023
22 апреля 2023
23 апреля 2023
27 апреля 2023
29 апреля 2023
30 апреля 2023
03 мая 2023
05 мая 2023
06 мая 2023
07 мая 2023
11 мая 2023
13 мая 2023
14 мая 2023
17 мая 2023
18 мая 2023
20 мая 2023
21 мая 2023
24 мая 2023
25 мая 2023
27 мая 2023
29 мая 2023
31 мая 2023
Афиша
  • Март
    20
  • Апрель
  • Май
Балет
22 Мая / Ср 19:00–19:50
Шахерезада
Н. Римский-Корсаков
Описание
Возрастная категория: 6+
Продолжительность: 50 минут

Одноактный балет на музыку симфонической сюиты «Шехеразада» Николая Римского-Корсакова

Премьера состоялась в Перми в 2019-м

Балет, вдохновленный неиссякаемой культурой Востока и судьбой одной из самых удивительных женщин ХХ века — последней императрицы Ирана Фарах Пехлеви.

Ее жизнь похожа на сказку. Дочь обедневшего дворянина, она, однако, получила, разностороннее образование и отправилась учиться во Францию по стипендии, учрежденной иранским правительством. Будучи студенткой парижской Специальной архитектурной школы, Фарах Диба была приглашена на официальный прием, где познакомилась с Мохаммедом Реза-шахом Пехлеви и через несколько месяцев стала его женой. Она возложила на себя ответственность за культурную и социальную жизнь в стране. Открывала больницы, школы, детские сады, устраивала жизнь больных проказой, боролась за права женщин. Она поддерживала как традиционное, так и современное искусство, развивала музеи, способствовала возвращению в Иран старинных персидских раритетов. Ее популярность среди населения росла, и в 1967 году шах принял беспрецедентное решение — он короновал Фарах, и она стала первой и единственной коронованной императрицей — шахбану — в истории страны. Помимо титула, Фарах Пехлеви получила право регентства. Во время исламской революции 1979 года, вместе с супругом и детьми она была вынуждена покинуть Иран. Время отняло у нее мужа, двоих из четырех детей, но сама она ныне находится в добром здравии.

Для хореографа Алексея Мирошниченко это второй спектакль, который он создал, вдохновляясь нехудожественными фактами истории (его «Золушка» 2016 года была отражением реалий советского балетного мира; за тот спектакль Мирошниченко был отмечен премией «Золотая Маска»). И это его первый балет, в котором он обходится без пуантного танца.

В партнерах у хореографа его постоянные художники-соавторы. Сценограф Альона Пикалова виртуозно вписала документальные объекты и предметы иранского искусства в художественные координаты спектакля. Татьяна Ногинова мастерски отразила в балетных костюмах дизайнерский облик выбранной эпохи. А свет от художника Алексея Хорошева рисует воображаемый мир на границе между действительностью и сказкой. Свою игру с ощущением времени и пространства ведет и музыкальный руководитель премьеры Артем Абашев, в руках которого симфоническая сюита Римского-Корсакова мерцает всевозможными оттенками. 

> Краткое содержание

Действующие лица:
Императрица Фарах Пехлеви
Императрица Фарах Пехлеви в старости
Мохаммед Реза-шах Пехлеви
Бессмертные, офицеры, директор музея, помощник директора музея, преподаватель, студенты, секретарь императрицы, телохранители, дамы, хранители музея, гости в Персеполе, гости в посольстве, дипломаты, гончары, чеканщики, разносчики воды, ткачи ковров, девушки с кувшинами, блюдами, вуалями, танцовщицы

Пролог. 2019 год

Идет подготовка к выставке, посвященной персидской истории и культуре. Для торжественного открытия экспозиции прибывает императрица Фарах. Среди экспонатов есть предметы, связанные и с ее личной историей. Одно за другим возникают в памяти Ее Величества воспоминания… 

Часть I. Персеполь. 1971 год

К празднованию 2500-летия персидской монархии в Персеполе выстроен роскошный «Золотой город» из шатров. В «Палатке чести» Их Императорские Величества Шах и Императрица Ирана готовятся встречать гостей для проведения государственного приема — возможно, самого пышного из имевших место в новейшей истории, с участием глав государств и правительств со всего света.

Финалом торжеств становится театрализованный военный парад. Постепенно всё растворяется и исчезает…

Императрица листает альбом с фотографиями и продолжает вспоминать. 

Часть II. Париж—Тегеран. 1959 год

Специальная архитектурная школа в Париже. Здесь учится и Фарах Диба. Как и многие другие иранские студенты, она получает государственную стипендию, поэтому приглашена на прием в посольство Ирана во Франции.

На приеме Шах вежлив со всеми, но особенно с юной Фарах: она произвела на него сильное впечатление. Вскоре разносится весть о помолвке Шаха и Фарах, затем следует свадьба. 

Часть III. Тегеран. 1959—1967 годы

Мохаммед и Фарах наедине. Вот уже семь лет они вместе, и за это время, проведенное в единомыслии и любви, молодая жена Шаха оправдала все ожидания и обрела популярность у иранского народа. Шах Реза решает короновать супругу и предлагает ей стать императрицей (шахбану). Фарах принимает предложение и возлагает на себя ответственность служения народу.

Всё готово к коронации. 

Часть IV. Иран. 1967—1979 годы

Популярность императрицы Фарах продолжает расти. Красивая, умная, образованная, владеющая несколькими языками, она стала душой народа, настоящим примером, достойным подражания. Всё время своего правления августейшая чета находится в центре яркого, радостного, разноликого народного вихря. 

Эпилог. 2019 год

Императрица Фарах в задумчивости. Сопровождающие сообщают ей о начале церемонии. Она открывает выставку, перерезая ленту. Гости аплодируют. 

постановщики
Автор либретто и хореограф: Алексей Мирошниченко
Музыкальный руководитель постановки и дирижер: Артем Абашев
Дирижер: Петр Белякин
Художник-постановщик: Альона Пикалова
Художник по костюмам: Татьяна Ногинова
Художник по свету: Алексей Хорошев
Ассистент художника-постановщика: Светлана Нечаева
Научный консультант спектакля: Лана Раванди-Фадаи
в ролях
Императрица Фарах Пехлеви: Полина Ланцева (Булдакова)
Мохаммед Реза-шах Пехлеви: Георгий Еналдиев
Видео
Фото
Дягилевский фестиваль

Пермский театр оперы и балета
поиск