Жизель
Балет в 2 действиях
Либретто Теофиля Готье, Жюля-Анри Сен-Жоржа
Хореография Жюля Перро, Жана Коралли, Мариуса Петипа в редакции Татьяны Легат
Балет написан в 1841 году, в данной сценической версии впервые представлен в Перми в 1959 году. Капитальное возобновление 2008 года
В основу либретто положена пересказанная Генрихом Гейне легенда о призраках умерших невест — виллисах. Они парят ночью над кладбищем, готовые до смерти закружить любого встречного мужчину. Такая участь ждала и графа Альберта, из-за которого погибла обманутая им крестьянка Жизель. Но даже после смерти Жизель готова пожертвовать собой ради любимого. В 1926 году «Жизель» в канонической хореографии Мариуса Петипа (1884, Мариинский театр) открыла первую страницу в истории Пермского балета. В 2008 году реставрацию постановки осуществила экс-солистка Мариинского театра Татьяна Легат.
Краткое содержание
Действующие лица:
Жизель
Берта, ее мать
Граф Альберт, переодетый крестьянином
Герцог Курляндский
Батильда, его дочь, невеста Альберта
Друг Альберта
Ганс, лесничий
Мирта, повелительница вилис
Зюльма и Монна, подруги Мирты
Свита, охотники, крестьяне и крестьянки, вилисы
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Залитая солнцем деревушка. Здесь живут простые, бесхитростные люди. Здесь юная Жизель радуется солнцу, синему небу, пению птиц и больше всего — счастью любви, открытой и чистой, озарившей ее жизнь. Она любит и верит в то, что ее чувство взаимно. Напрасно влюбленный в нее лесничий Ганс твердит, что ее избранник Альберт не тот, за кого себя выдает, — Жизель не хочет его слушать.
С виноградников возвращаются подруги Жизели. Они окружают ее и затевают танцы. Альберт с восхищением следит за Жизелью. Смущенная и гордая его вниманием, она зовет и его принять участие в общем веселье.
Вышедшая из дома мать Жизели напоминает дочери, что ей вредно так много танцевать: ведь у нее больное сердце. Но Жизель ничего не страшит, она счастлива. Улучив момент, Ганс пробирается в охотничий домик и находит там шпагу Альберта с графским гербом. Это доказательство его правоты: Альберт — дворянин, который прикидывается крестьянином, чтобы вскружить голову Жизели.
Издали доносятся звуки охотничьих рогов, и вскоре появляется большая группа нарядно одетых дам и кавалеров. Среди них герцог Курляндский и его дочь Батильда. Крестьяне радушно встречают знатных гостей. Батильда восхищена красотой и обаянием Жизели, а та, в свою очередь, не сводит глаз с дочери герцога, изучая каждую деталь ее костюма. Батильда интересуется у Жизели, чем та занимается. «Рукодельничаю, помогаю по хозяйству. Но больше всего на свете я люблю танцевать», — отвечает Жизель.
Проникнувшись к ней симпатией, Батильда дарит крестьянке золотую цепочку. Жизель обрадована и смущена подарком. Всё это время Альберт пытается скрыть свое знакомство с приезжими: ведь Батильда… его невеста.
Внезапное появление лесничего со шпагой раскрывает его обман. Жизель отказывается верить в происходящее. Когда Альберт подходит к Батильде и целует ей руку, Жизель подбегает к сопернице и говорит, что Альберт поклялся ей в верности, что он любит ее. Возмущенная притязаниями крестьянки, Батильда показывает ей свое обручальное кольцо. Жизель срывает с себя золотую цепочку, бросает на землю и, рыдая, падает на руки матери.
Не только подруги и односельчане Жизели, но даже придворные герцога полны сочувствия к несчастной девушке. Альберт что-то говорит Жизели, но та не слышит его. Мысли ее путаются. Заметив лежащую на земле шпагу, она хватает ее, чтобы убить себя, но Ганс вырывает из ее рук оружие.
В последний раз в сознании Жизели проносится воспоминание о гадании на лепестках ромашки, и Жизель умирает.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Ночью над деревенским кладбищем воспаряют под светом луны вилисы — призраки невест, умерших до свадьбы. Повелительница вилис Мирта вызывает из могилы тень Жизели, чтобы принять ее в мистический хоровод.
Мучимый раскаянием, к могиле Жизели приближается Ганс. По приказу Мирты вилисы окружают лесничего и увлекают в свой танец до тех пор, пока не сталкивают его в озеро.
Но и Альберт не может забыть погибшую из-за него Жизель и тоже приходит этой ночью на кладбище. Его горе и отчаяние неподдельны. Завидев новую жертву, вилисы устремляются к Альберту, но Жизель, вопреки сумеречной воле, бросается на его защиту. Ее любовь к нему сильна как никогда прежде, и она спасает его от гнева вилис.
С первыми лучами солнца призраки исчезают. С ними уносится и легкая тень Жизели. Она прощается с любимым, теперь уже навсегда. Но в памяти Альберта остается ее образ — как вечное сожаление об утраченной любви, любви, которая сильнее смерти.
Постановщики
Татьяна Легат
Балетмейстер-постановщик
Художник-постановщик
Художник по костюмам
Художник по свету
Елена Соловьева
Ассистент балетмейстера
Наталья Ахмарова
Ассистент балетмейстера